И лжец, и агрессор!
Среди европейских СМИ есть издания, которые не только отражают политический климат в мире, но также и сами формируют мировую политику. Информация и анализ в таких изданиях внимательно изучаются в высших эшелонах власти Европы. К таким изданиям относится, в частности, немецкий журнал «Шпигель».
Именно этому, одному из самых влиятельных европейских еженедельников сочла возможным предоставить еще неопубликованные документы о событиях в августе 2008 года в Южной Осетии комиссия ЕС. Она была создана специально для выявления главного вопроса: кто виновник развязывания войны?
Утверждения и доказательства Москвы, что агрессором является Грузия, в некоторых европейских столицах, мягко говоря, не находили понимания. Было немало политиков, которые просто не могли себе представить, что маленькая Грузия могла развязать военные действия против великой России. Этому способствовали интервью западным телекомпаниям грузинского президента Саакашвили, который не уставал повторять, что первой развязала боевые действия Россия, а Грузия была вынуждена обороняться. Такие высказывания дали основания, например, лидерам Эстонии публично тогда поддержать обвинения Саакашвили в адрес России.
И вот на днях авторитетнейшая комиссия ЕС, которая готовит документы для рассмотрения вопроса в Совете министров ЕС, сочла возможным предать их огласке. На основе изучения отчетов поездок членов комиссии в Москву и Тбилиси, в Абхазию и Южную Осетию, а также анализа экспертных оценок, записей дипломатов, бесед с ведущими военными и гражданскими лицами сделан вывод: войну начал президент Грузии Саакашвили, когда он 7 августа 2008 года напал на Южную Осетию. Цитирую «Шпигель»: «Собранные на столе Тальявини (руководитель комиссии. – Ред.) факты опровергают утверждения Саакашвили о том, что его страна стала в тот день жертвой российской агрессии».
Эксперты не нашли никаких подтверждений заявления грузинского президента, что колонна из 150 российских танков вошла в Южную Осетию еще вечером 7 августа. Согласно выводам комиссии Российская армия до 8 августа в Южную Осетию не входила.
Комиссия однозначно утверждает, что Грузия еще утром 7 августа сосредоточила на границе Южной Осетии 12 тысяч военнослужащих и 75 танков. А когда началась пятидневная война, грузинский генерал Мамука Курашвили заявил по телевидению, что страна восстановит конституционный порядок во всем регионе. Члены комиссии предполагают, что Курашвили просто цитировал приказ о начале боевых действий. Грузия так и не предоставила комиссии, несмотря на неоднократные просьбы, копию этого «ключевого документа».
Констатация факта, что не Грузия, а Россия стала жертвой агрессии, теперь уже однозначно свидетельствует, что Саакашвили не только лжец, но и агрессор, который подверг жесточайшему испытанию мир в Европе. И это не преувеличение, если вспомнить позицию США и заход их боевых кораблей в акваторию Черного моря вблизи театра военных действий.
Совершенно ясно, что во многих европейских столицах и особенно в Соединенных Штатах не хотели бы признавать очевидный факт агрессии Грузии. Оказывалось ли давление на комиссию ЕС, которая вела расследование? Безусловно, оказывалось, если «Шпигель» цитирует швейцарскую газету «Нойе цюрихер цайтунг», назвавшую руководителя комиссии 58-летнюю Хайди Тальявини «Мадам Кураж». Я бы перевел это как «Мадам гражданское мужество». Такие характеристики дают специалистам, которые, несмотря на противодействие, не позволяют использовать себя как прикрытие чьих-либо политических интересов.
В дипломатических кругах Хайди Тальявини известна как специалист по болезненным проблемам Кавказа. И она признается, что изучение событий в Южной Осетии стало для нее самым трудным из числа тех, с которыми она сталкивалась раньше.
Не дожидаясь завершения отчета и передачи его в Совет министров ЕС в конце июля, Хайди Тальявини действительно проявила мужество, сделав его ранее этого срока достоянием гласности. Теперь уже не может быть никаких рычагов у противников комиссии, желавших изменить или смягчить выводы. Слово произнесено!
А дальше начинаются вопросы, которые ставит на повестку дня нынешняя политическая реальность. Может ли Запад серьезно рассматривать Грузию в качестве будущего члена НАТО, если во главе страны стоит не просто авантюрист, а политический преступник? Должен ли Саакашвили понести наказание за свои преступления? И если да, то будет ли это международный суд?
Вопросы тяжелые, особенно, что касается судебного процесса над Саакашвили. Ведь он действовал не сам по себе, у него были влиятельные покровители. А что касается членства Грузии в НАТО, то Европа вряд ли закроет двери для Тбилиси в эту организацию. Саакашвили приходят и уходят, а геополитические интересы НАТО остаются.
Комиссия оставляет без ответа вопрос: какую роль играли в конфликте Соединенные Штаты? Ведь правительство Буша долгие годы оказывало Тбилиси значительную военную помощь. При всем гражданском мужестве членов комиссии у них не хватит смелости их задавать. Поэтому и формулируют члены комиссии свои вопросы американским официальным лицам через «Шпигель». Например, послу США в Тбилиси и бывшему советнику из американского Национального военного колледжа (немножко странная дипломатическая карьера) Джону Теффту, который знал о приказах Саакашвили на совершение марша на Цхинвал. Но какого марша, с какой целью, с какими действиями?
Какая будет реакция в американском госдепе, когда «Шпигель» пишет, что никто не ответил на звонок заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина. Он звонил рано утром 8 августа, когда началась война. В Госдепе уже успели пообедать, а вроде бы дипломатам послеобеденный сон не положен.
Но есть вопросы, которые касаются будущего уже не столько Саакашвили, сколько Грузии. Например, член комиссии, полковник британской армии в отставке Кристофер Лэнгтон, констатируя поражение грузинской армии, заявляет: «Мечты Грузии разбиты вдребезги, но винить в этом она может только лишь себя саму». И Запад должен взять здесь часть вины на себя. Ведь именно поддержка Саакашвили, особенно военная поддержка, способствовала авантюризму Тбилиси.
Российские войска находились в Южной Осетии в соответствии с соглашением от 1992 года. И это соглашение было обязательно для исполнения Россией и Грузией согласно нормам международного права. Поскольку грузинские войска напали на Цхинвал, где находилась база российских миротворцев, то согласно статье 51 Устава ООН Россия была вправе прибегнуть к самообороне. Обвинения в непропорциональном применении силы при оказании отпора агрессору можно принимать или не принимать, но уже никто не смеет говорить о нападении России на «маленькое независимое кавказское государство». И это станет первым шагом в будущем налаживании отношений с Грузией.