Население не спешит превращаться в граждан
Омбудсмен опасается, что деполитизация российского общества закончится социальной апатией
Уполномоченный РФ по правам человека Владимир Лукин опубликовал в четверг ежегодный доклад о ситуации с соблюдением прав человека в России за 2007 год. Накануне он представил его Владимиру Путину в резиденции в Ново-Огарево. Омбудсмен отмечает, что, несмотря на сокращение в 2007 году общего числа жалоб, правосознание россиян растет, хотя и медленно.
Все чаще граждане стали обращаться за защитой своих прав в суды. Четверть обращений в аппарат Лукина были связаны с нарушением конституционных прав в области судопроизводства. Жалобы на нарушение социальных прав отошли на второй план, зато ровно половина заявлений относится к области гражданских, личных прав. Хотя в декабре прошли выборы в Госдуму, россиян по-прежнему мало волнует соблюдение политических прав. Их доля от общего числа жалоб составила всего 3,3%, и в основном они касались сложностей в организации митингов, что нарушает право на свободу собраний. В целом омбудсмен считает, что ситуация с защитой прав человека в России далека от идеала. Однако он не рискнул дать категоричную оценку: улучшилась за прошедший год ситуация или ухудшилась.
В 2007 году число жалоб федеральному омбудсмену сократилось с 30 тысяч до 28 тысяч. Лукин считает, что это связано не с падением интереса к институту уполномоченного по правам человека, а с тем, что на фоне парламентских выборов часть обращений направлялась депутатам. Казалось бы, после прошедшей думской кампании, в ходе которой эксперты зафиксировали ряд нарушений, должна была подняться активность граждан в области защиты своих избирательных прав. И действительно, количество таких жалоб уполномоченному по правам человека выросло вдвое, но оно составило всего 8% от 941 письма о нарушении политических прав. «Это не означает, что у нас этой проблемы не существует, - сказал Лукин корреспонденту «Газеты». - Это может объясняться нежеланием граждан жаловаться на нарушение политических прав, их опасениями начальства различного уровня».
Тормоз гражданского общества
В докладе омбудсмен отмечает, что, по мнению большинства экспертов, отличительной особенностью массового сознания в России, проявившейся в ходе последних выборов, стала его прогрессирующая деполитизация. Лукин не дает окончательной оценки этому процессу. С одной стороны, отсутствие чрезмерной политизированности общества, когда каждая проблема становится поводом для жестких споров и борьбы, положительно влияет на обеспечение прав человека. С другой - она тормозит развитие институтов гражданского общества. «Опыт некоторых этапов нашего развития показал, что излишняя политизация общества очень опасна, - заявил в интервью корреспонденту «Газеты» Лукин. - Сейчас основной опасностью я считаю апатию и деполитизацию общества, потому что она ведет к утере мотивации для развития и совершенствования общества».
В деполитизации омбудсмен находит и положительные стороны: в такой ситуации правозащитники могут выступать, не опасаясь быть втянутыми в политическую борьбу, и быть более независимыми. Но при этом важно не потерять свою гражданскую позицию. Главная задача на 2008 год, в котором cтране предстоит смена президента, кабинета министров, а в некоторых регионах и местных властей, по мнению Лукина, состоит в том, чтобы не допустить перерастания деполитизации общества в апатию и равнодушие к проблемам смены власти.
Шкурные интересы
Людей по-прежнему в первую очередь волнуют личные неурядицы. Большинство обращений к омбудсмену было от частных лиц с жалобами на конкретные нарушения их прав, а не на системные проблемы. Каждая вторая жалоба касалась нарушений должностных лиц в ходе охраны общественного порядка, предварительного следствия, дознания, судопроизводства, вынесения приговоров и исполнения наказания в виде лишения свободы. Людей не устраивает затянутость судебных процессов. Явление приобрело настолько массовый характер, что уже считается нормой. В докладе отмечается, что нарушение срока рассмотрения дела практически не предполагает никакой ответственности, и этим злоупотребляют как сами судебные органы, так и участники процесса.
Как и в 2006 году, люди жалуются на неисполнение судебных решений. Речь идет не только об отношении граждан к решениям суда как к не обязательным для выполнения рекомендациям. Такое отношение распространилось и на органы власти, и даже на суды. Владимир Лукин обратил особое внимание на то, что суды различных инстанций зачастую просто не учитывают определения и постановления Конституционного суда, где указан конкретный механизм применения на практике законодательных норм.
В суд - на выборы
Анализируя ситуацию в судебной системе, Лукин пришел к выводу, что нужно уменьшить влияние председателей судов. Они обладают монопольным правом назначать судей и привлекать их к дисциплинарной ответственности, что фактически дает им неограниченную власть над коллегами. Сейчас председателей судебных органов назначают по представлению председателя Верховного суда, что, по мнению Лукина, не совсем в духе демократии. В связи с этим он предложил отменить этот механизм и назначать их путем выборов. «Роль председателей слишком велика, и ее надо уменьшить, - отметил Лукин. - Идею назначения их путем выборов, как и всякую идею, связанную с юриспруденцией, надо тщательно прорабатывать, анализировать плюсы и минусы». Пока Лукин не может предложить реального механизма проведения таких выборов, но привлекать к ним население всей страны ему кажется неправильным.
Практика избрания председателей существует, например, в Конституционном суде. Там судьи сами решают, кто из них будет главным. Член Общественной палаты адвокат Генри Резник считает, что председатели судов в первую очередь должны быть координаторами, а не управленцами. «Через председателей судов проводится политическое влияние на судей со стороны исполнительной власти, - заявил Резник корреспонденту «Газеты». - Они должны меняться и избираться своими же судьями раз в один-два года».
В тюрьму - на пытки
Кроме предотвращения апатии в обществе Лукин считает основной задачей на 2008 год просвещение граждан в области их конституционных прав и способов их защиты. Он считает, что в этом году на фоне прошедших и предстоящих выборов и отсутствия общенациональной идеи о дальнейшем пути развития России вновь обострится дискуссия о том, каким путем идти - демократическим или особым. Предстоящий экономический кризис скажется на реализации социальных обязательств государства перед гражданами, поэтому Лукин считает, что пора задуматься о новой пенсионной реформе.
Особое место в докладе заняли проблемы содержания людей в местах заключения. Омбудсмен отмечает, что они близки к пыточным. Заключенных регулярно избивают, вымогают у них деньги, необоснованно наказывают. В местах заключения распространен устойчивый к лекарствам туберкулез и растет число ВИЧ-инфицированных. Это связано не только с плохим исполнением сотрудниками уголовно-исполнительной системы своих должностных обязанностей, но и с крайне медленным изменением принципов, на которых эта система строится. Одна из причин такой печальной ситуации с правами человека в системе исполнения наказаний связана с отсутствием законодательно закрепленного механизма общественного контроля. Соответствующий закон уже три года пылится в недрах Госдумы. Треть жалоб заключенных связана с нарушениями со стороны сотрудников исправительных заведений. 20% обращений к омбудсмену касались невыносимых условий содержания заключенных и нарушения прав на охрану здоровья и медицинское обеспечение.
Вы деполитизированы?
Элла Памфилова, глава совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:
Я просто электрополитизирована. С одной стороны, я нахожусь на некотором удалении от политики, потому что не участвую ни в каких избирательных кампаниях, ни за кого не агитирую и, скажем, в сегодняшней ситуации сторонюсь того, что связано с предстоящими выборами. Но, с другой стороны, это не означает, что я деполитизирована. Я являюсь политиком по своей сути, и мне совсем не все равно, что происходит как в нашей стране, так и во всем мире. Причем не только когда есть какая-то реальная политика, но и в тех случаях, когда политический процесс лишь имитируется. А что касается всей этой ситуации с правами человека, то хотим мы этого или не хотим, но она вольно или невольно действительно превратилась в факт большой мировой политики - нравится нам это или нет.
Магомед Толбоев, бывший депутат Госдумы, Герой России, доктор исторических наук:
Пока есть государство, то наши права будут записаны в Конституции. А само понятие «права человека» в одном государстве может быть политическим и восприниматься как надуманная показуха, в другом - это уже настоящие болельщики за других людей. Скажем, как тот же «Гринпис», который болеет за флору и фауну. Владимир Петрович Лукин - мой друг и честный человек. Но в народе могут сказать так: вот это да, какую же вы хорошую организацию создали! Но потом проходит время, и люди видят, что толку от этого просто никакого. То есть народ уже перестает этому верить и воспринимает за очередную кампанию. И я тоже считаю, что хотя эти общественные организации и числятся на бумаге, но на самом деле их просто нет.
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы:
Нет, я не деполитизирована. Конечно, я не занимаюсь политикой, но, как и всякого нормального гражданина, меня интересуют не только социально-экономические, но и политические и гражданские права. Например, то, насколько честными у нас бывают выборы, или является ли свободной наша пресса. Знаете, очень часто под политической деятельностью понимают поддержку какой-то одной партии или одного кандидата. Я ни в одной партии принципиально не состою, и ни один кандидат в президенты меня не устраивает. Но я хочу, чтобы все было по-честному, в том числе и на предстоящих выборах, кто бы их ни выиграл. Пусть даже несимпатичный мне Жириновский (хотя все же надеюсь, что этого не произойдет).
Михаил Маркелов, бывший депутат Госдумы, член президиума партии «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь»:
Наоборот, по-моему, я слишком политизирован. Наверное, эта проблема выходит еще из начала 1990-х годов, когда мы глотнули воли, но не демократии, и стали жить только одной сплошной политикой. То есть все более или менее мыслящие люди не видят себя без политики. А вот тема прав человека, по-моему, во многом надуманна и раздута. Ведь свою свободу каждый человек должен отстаивать самостоятельно, и он не может кому-то поручить отстаивать свои права. Государство эти права защищать не будет (правильно это или нет, но это данность). Мне кажется, что права человека - это некая химера, по крайней мере у нас. Я не считаю, что ситуация с правами человека у нас обстоит хуже, чем в какой-то другой стране, например, чем в США или Англии. Ну нет у нас такого жестокого вопроса! Зато у нас есть правозащитные организации, которые в силу своей политизации по-своему толкуют и осваивают тему прав человека, безусловно, выполняя чей-то заказ (иначе бы они ссылались не на международные правозащитные организации, а на наш доморощенный опыт). Но такого доморощенного опыта у нас как раз нет и не будет, потому что в нашей стране эта тема остро не стояла и стоять не будет. Когда из обычных уголовников делают политзаключенных, то мне это по меньшей мере представляется некорректным.