"Штаны" оказались в дефиците
Настоящие мужчины становятся на сцене раритетом
В театре катастрофически не хватает "штанов". Эту фразу часто можно услышать при распределении ролей в густонаселенных пьесах, где, как правило, мужчин в два, а то и в три раза больше, чем женщин. То есть актрис на роли полным-полно, а актеров - едва-едва.
Эта драматургическая диспропорция уходит своими корнями в далекое прошлое. В Древней Греции театр считался сугубо мужским делом. Да и много позже, уже при Шекспире, все женские роли играли мальчики или кастраты с высокими голосами. Видимо, кастратов катастрофически не хватало, и пьесы продолжали заселяться в основном представителями мужского пола.
Со временем женщины все-таки пробили себе дорогу на подмостки, но драматурги по инерции продолжали игнорировать слабый пол. Эта ситуация сохраняется и сегодня, и, когда театр набирает новых артистов, в первую очередь возьмут красавца без божьей искры, а не талантливую актрису. Но дело не только в исторических особенностях драматургии. Не надо забывать и о том, что современная зрительская аудитория на 80 процентов состоит из женщин и, конечно же, их привлекают "штаны" на сцене, а если при "штанах" присутствует еще и сверкающий глаз, обволакивающий голос, то не так уж важно, умеет актер перевоплощаться или нет.
ДМИТРИЙ ПЕВЦОВ И МАЛЬЧИКИ С КОСИЧКАМИ
Когда-то в эпоху Возрождения Тирсо де Молино написал пьесу "Дон Хиль Зеленые штаны", где один из главных героев Мартин, обладая недюжинной мужской силой, соблазнял всех девушек, но однажды ему не повезло: донья Хуанита решила женить на себе ловеласа. Для этого она переоделась в мужское платье, напялила на себя зеленые штаны и отправилась за ним в Мадрид. Как видите, и в XVI веке женщины гонялись за сильными мужчинами, не говоря уже о дне нынешнем. Если раньше эта комедия положений шла довольно часто, то теперь редко, и не в последнюю очередь из-за нехватки настоящих мужчин-актеров, глядя на игру которых можно поверить, что они способны трое суток шагать, трое суток не спать, а после этого полноценно выполнить свой супружеский долг. Может быть, "во глубине сибирских руд", на провинциальных сценах, еще и сохранились такие здоровяки, но на столичных подмостках их единицы. Дмитрий Певцов, Максим Суханов, Гоша Куценко... Ну, может, еще дюжина актеров. Хорошо накачанные мышцы и спортивные фигуры выгодно отличают этих артистов от их инфантильных собратьев с косичками и серьгами в ушах, своим внешним видом - часто вопреки тексту пьес - наводящих на вопрос о сексуальной ориентации.
МУЖИКАМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА
Настоящие "штаны" знают себе цену. Наиболее смелые из них посылают к черту свои коллективы и отправляются в свободное плавание. Знают, что не пропадут.
Валерий Гаркалин после скандала в Театре сатиры, где он отказался играть спектакль, сославшись на болезнь, выступая в это же время в антрепризе, нынче в основном услаждает провинциальную публику, разъезжая с антрепризными спектаклями по городам и весям, и, говорят, чувствует себя отлично. Только почему-то творчески не растет.
Александр Феклистов тоже предпочел свободу, зная, что для него всегда найдется роль у Романа Козака в Пушкинском театре, а прижившийся в России известный англичанин Декланн Доннеллан и дальше будет занимать его в своих международных театральных проектах, благодаря которым он объехал полмира.
Вот и Владимир Стеклов, бывший зять Марка Захарова, решил избавиться от кандалов театра "Школа современной пьесы" и бросился в поток бесконечных сериалов. Вряд ли он выиграл от этого. Роль Тригорина ему здесь не предложат, а от роли тупого командира в телесериале "Солдаты" трудно получить творческое удовлетворение.
Этот список кочующих "штанов", уверенных в собственной незаменимости, можно продолжать и дальше. Ни для кого не секрет, что наши звезды решили сравняться по гонорарам с голливудскими. А почему бы и нет, при таком-то спросе!.. Только иногда обидно бывает, когда видишь, как талантливый артист мельчает на глазах, бесконечно тиражируя свое лицо по всем телеканалам, на всех сценах, используя одни и те же приемы.
ФИГАРО ЗДЕСЬ, ФИГАРО ТАМ
Нынче многие столичные актеры сидят на двух, а то и на трех стульях. То есть работают в разных местах, ставя худруков театров в зависимое от них положение. Если это звезды "мужской величины", то с ними и вовсе никакого сладу нет, все для них и ради них, потому что "талантливые штаны" - это большая редкость. При такой тенденции, если театрам не суждено будет погибнуть от надвигающихся реформ, придется объявлять таких актеров золотым фондом театральной культуры и отдельно платить за это гордое звание.
Шутки шутками, но в Театре Моссовета, где положение более-менее стабильное, где старая гвардия в лице, например, Евгения Стеблова и Георгия Тараторкина еще в силе, звезда телевидения Александр Домогаров стоит на отдельном пьедестале. Ему можно все. И не потому, что он играет лучше Сергея Юрского или Александра Яцко, просто он - медийное лицо, и зрительницы пачками скупают билеты на спектакли "Сирано де Бержерак" и "Странная история доктора Джекила" с его участием. Правда, в последнее время лицо это слишком усталое и энергии в нем прежней нет. Да и откуда ей взяться, если артист работает по 24 часа в сутки, не вылезая из разных "турецких маршей"?! Но критиковать его нельзя, он может обидеться. И уйти вместе со своими поклонницами.
СИЛЬНЫЙ ПОЛ ОБИДЫ НЕ ПРОЩАЕТ
Скажу вам по секрету: более обидчивых людей, чем знаменитые актеры, я в жизни не встречала. И если раньше они обижались тихо, то теперь могут отказаться играть спектакль, если критика о нем плохо написала, или уйти с роли, когда режиссер, как им кажется, на сцене больше выпячивает партнера. Так, насколько мне известно, Сергей Маковецкий не захотел играть Сганареля в вахтанговском спектакле "Дон Жуан", потому что режиссер Владимир Мирзоев все мизансцены строил так, что исполнитель главной роли Максим Суханов оказывался на первом плане. Будучи обиженными, актеры могут натворить массу глупостей, подставить своих коллег и оправдать все это своей эмоциональной несдержанностью, расшатанными нервами.
Эта эмоциональная несдержанность и обидчивость не миновала и актеров высшего дивизиона. Не дай Бог, увидеть в гневе Игоря Квашу или Валентина Гафта! Это нечто. Не раз удивлялась могучей выдержке Галины Волчек. Я видела, до какого страшного кипения может доходить Сергей Юрский, Евгений Марцевич... Но, как правило, эта элитная гвардия всегда умеет перед спектаклем собраться и оставить эмоции за сценой. И потому приходят они на спектакль за час, а то и за два до его начала, и к ним в гримуборную не зайти, они сосредоточиваются. А Лев Дуров и Леонид Броневой в день представления стараются не есть, боятся потерять легкость. Но если в их присутствии чересчур энергично похвалить кого-нибудь из коллег - все, дружба врозь...
ПОЛИТИКА КНУТА И ПРЯНИКА
Наметанный глаз зрителя всегда может отличить, кто из звезд вышел подготовленным к спектаклю, а кто - забежал на три часа, чтобы потом лететь дальше, например, на ночные съемки. Среди знаменитых столичных коллективов с сильным мужским составом выделяется Ленком. Его актеры востребованы на телевидении и в кино, но я еще ни разу не видела, чтобы кто-то из исполнителей вышел на сцену враскачку. Они знают: на каждом спектакле обязательно присутствует Марк Захаров, наблюдающий за ними. И если что-то не так, на следующий день такой разнос устроит, что мало не покажется.
Но даже в Ленкоме, как ни странно, уже не хватает своих "штанов". После того как Армен Джигарханян ушел из спектакля "Город миллионеров", а потом со вторым исполнителем главной роли Николаем Караченцовым случилась беда, постановку пришлось законсервировать. И лишь человек со стороны - Геннадий Хазанов - спас положение, после долгих уговоров согласившийся играть в этой комедии. Но это уже другой спектакль. Интересный, но другой. Не узнать и легендарную "Юнону" и "Авось". Графа Резанова теперь играют Дмитрий Певцов и Виктор Раков. Хорошие артисты и мужики что надо. И все-таки в их игре не хватает той изюминки, которая была у Караченцова. Вот уж где безудержная энергия соединялась с мастерством, и зрительный зал заходился от его хрипловатого, рвущего за душу голоса.
НАДЕЖДЫ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ
Тут совсем недавно мне довелось побывать на последней премьере МХТ "Примадонны" в постановке молодого режиссера Евгения Писарева. За исключением Михаила Трухина, в прошлом году влившегося в труппу, в спектакле не было знаменитостей. Играли начинающие актеры, но как же это было здорово, смело, весело, с хорошим юношеским драйвом. Это было похоже на полет под куполом цирка. У молодых ребят пока нет страховки в виде собственного имиджа, славы, больших гонораров, но у них есть главное - любовь к театру и желание много играть. Сама мысль о том, что любимую профессию можно превратить в ремесло по добыванию денег, для них кощунственна, так что, будем надеяться, театр сохранится благодаря таким, как они.