Пожизненный срок
Осужден человек, совершивший в 2005 году серию убийств иркутских таксистов
Недавно в Иркутске состоялся суд над Алексеем Номоконовым. В 2005 году всего за 6 дней он из обреза охотничьего ружья пристрелил трех таксистов, каждому из которых не было и 30 лет. Следователи были немало удивлены, что 24-летний убийца из вполне нормальной семьи, без вредных привычек. На дело он брал свою подругу, но перед моментом убийства высаживал ее из машины. Таким образом, о том, что творил ее друг, она даже не подозревала. За совершенные преступления Номомконов получил пожизненный срок.
На таксиста с обрезом
3 декабря 2005 года на одной из иркутских улиц Номоконов остановил "Тойоту", за рулем которой находился таксист Сергей Мельников. Номоконов велел ничего не подозревавшему таксисту ехать за город, в сторону Хомутово. Проехав чуть больше 10 километров, он попросил Сергея остановиться. Как только машина перестала двигаться, он достал обрез и через водительское сиденье (сам убийца находился позади водителя. — Авт.) застрелил Сергея Мельникова. Труп водителя Номоконов выбросил недалеко от дороги и даже не стал закапывать. Затем сел за руль "Тойоты" и уехал.
Но долго пользоваться машиной ему не пришлось. В предместье Рабочем Алексей повредил картер. Он вышел из машины и исчез. В найденном автомобиле милиционеры не нашли никаких следов преступника. Это говорит о тщательной подготовке к убийству.
Однако пешком ходить Номоконову было неохота. Уже через три дня, 6 декабря, он со своей подругой Анастасией Леоновой оказался на вокзале станции Иркутск-Пассажирский. Анастасию Номоконов взял с собой для отвода глаз. Все-таки парень с девушкой вызывают меньше подозрений. На вокзале Алексей и Анастасия обратились к таксисту Игорю Шилову, также управлявшему "Тойотой". Игорь повез их по Култукскому тракту. Недалеко от села Моты Алексей попросил Игоря остановиться и высадить Анастасию. Когда машина отъехала еще на километр, Алексей велел остановиться еще раз и спокойно попросил Игоря выйти из салона поговорить на свежем воздухе. Он пристрелил Игоря в упор. Тот даже не успел мысленно попрощаться с жизнью.
Забегая вперед, скажем, что Анастасия Леонова во время судебного процесса и следствия утверждала, что не знала об убийствах. Дескать, Алексей говорил, что водители сами отдавали ему ключи от машин, когда он угрожал им обрезом. На этом настаивал и сам убийца.
На "Тойоте" Алексей и Анастасия поехали к ее родне в Бурятию. Номоконов хотел выглядеть в глазах семьи Анастасии настоящим крутым мужчиной. Помимо хорошей машины он удивил родственников еще и барским жестом: подарил одному из них похищенный у убитого им Игоря Шилова сотовый телефон.
В Бурятии Алексей снова показал себя не очень умелым водителем. Он не справился с управлением и врезался в фонарный столб. "Тойоту" на время попросил оставить в ограде дома Анастасии Леоновой. Эта авария и стала косвенной причиной следующего убийства. Ведь, как уже было сказано выше, передвигаться пешком или на общественном транспорте Номоконов считал ниже своего достоинства.
8 декабря Номоконов и Леонова опять отправились на вокзал. Снова поймали там такси, в котором находился водитель Сергей Дашкевич. Его также попросили ехать за город. Опять сначала из машины высадили Анастасию, а через километр Номоконов предложил водителю выйти и тут же пристрелил его из обреза.
ДПС не дремлет
Нужно ли говорить, что эти три убийства не давали покоя всем иркутским милиционерам. Одинаковый почерк преступлений, хладнокровность душегуба, отсутствие зацепок — картина для оперативников, прямо скажем, не лучезарная.
Задержать преступника удалось благодаря бдительности и внимательности сотрудников ДПС, 29 декабря дежуривших в районе остановки "Джамбула". Они увидели, как им навстречу движется "Тойота", подходившая под ориентировку на угнанную машину Сергея Дашкевича.
Сотрудники ГИБДД приказали водителю подозрительной машины остановиться, но тот в ответ лишь прибавил газу. Милиционеры прыгнули в свои "Жигули", и началась погоня. За рулем преследуемой иномарки действительно был Алексей Номоконов. Понимая, что ему по закону ничего хорошего за три убийства не светит, он решил бороться за свободу до конца.
Остановиться его не заставила даже стрельба сотрудников ДПС. Преследование завершилось в поселке Жилкино, где убийцу удалось загнать в тупик. Алексей успел достать обрез и стрельнуть в бегущих к нему милиционеров, но промахнулся.
— Мы не перестаем удивляться личности этого преступника, — говорят оперативники. — Он из вполне нормальной семьи, здоровый высокий парень. Без вредных привычек, даже некурящий, что нехарактерно для тех, кто отбывал наказание. (24-летний Номоконов уже был трижды судим за разбойные нападения на владельцев автомобилей. Тогда обходилось без жертв.)
Сотрудники угрозыска говорят, что на допросах, когда Номоконову уже не имело смысла отпираться, он спокойно рассказал обо всех убийствах. Причем никакого раскаяния на его лице не было.
Суд приговорил Номоконова к пожизненному заключению, а его подругу Анастасию Леонову — к тем годам лишения свободы.
Всем убитым Номоконовым таксистам не было и тридцати лет. У двух остались дети дошкольного возраста.
Нездоровая любовь к иномаркам
Оперативники говорят, что машины были главной страстью Алексея Номоконова. Когда его арестовали и допрашивали на предмет убийств, потрясших Иркутск в декабре 2005 года, он все отрицал. Говорил, что изъятый у него обрез он нашел в машине, а сам автомобиль, на котором пытался удрать от погони, недавно купил. Но следствию удалось доказать, что Алексей Номоконов действовал умышленно. Он выходил на дорогу не просто грабить, а именно убивать. Для этой цели он приобрел охотничье ружье и смастерил из него обрез, который прятал за пазуху.