Кто сколько может
Минкульт вынуждает деятелей культуры искать альтернативные способы финансирования творческих проектов
За последнее время два крупных кинофестиваля, вписанных в культурную карту столицы, лишились поддержки Министерства культуры: международный фестиваль независимого кино 2morrow/завтра и кинофестиваль «Артдокфест» полностью перешли на самообеспечение. В том, что в текущем году госфинансирования лишились именно эти два кинофестиваля, которые объединяло отсутствие «красных дорожек» и прочего фестивального официоза, а сближала свобода общения между режиссером и зрителем, видится тревожный знак. Можно говорить, что на эти фестивали ходят представители одной среды, по большей части это те же люди, которые ходят в «Гоголь-Центр», устраивают поэтические чтения у памятника Маяковскому, оплачивают подписку на телеканал «Дождь», словом, не вписываются в идеальную для власти картину мира. Кроме того, «Артдокфест» прошлого года проходил под лозунгом «Свободное кино – свободному зрителю», что уж никак не вяжется со взятым сегодня курсом на цензуру.
И «Артдокфест», и 2morrow уже давно вписаны в культурную карту города и по праву считаются не только праздником для киноманов, но и инструментом развития всей киноиндустрии: благодаря тому что на фестивали приезжают иностранные отборщики, российские фильмы имеют шансы попасть в международный прокат. На этом фоне несколько нелепым выглядит то, что на фестиваль «Московское варенье» власти выделили более 30 млн. рублей и затем хвалились тем, что за неделю было продано около 1600 тонн варенья. Похоже, нам придется поверить в то, что «фруктовый карнавал» в год культуры куда важнее, чем серьезный кинофестиваль, и есть некая доля литературного абсурда в том, что весь город поделен на «медовые луга» и «абрикосовые пляжи», заполонен ряжеными во «фруктовые костюмы» людьми, а в это время в параллельном для беззаботных людей мире рушится культурный ландшафт страны.
Ольга Дыховичная, директор 2morrow, на вопрос о том, нельзя ли считать 2morrow «идеологическим врагом», ответила: «Я не думаю, что мы стали конкретной мишенью. Мы, скорее, не попали в общую приоритетную тенденцию. У Минкульта сейчас вектор направлен на национальные фестивали, но я хочу обратить внимание, что одна из главных наших программ «Оффсайд» – это программа регионального российского кино, где мы собираем кино Якутии, Бурятии, которому нет места практически ни на одном фестивале. Мы обращаем внимание Москвы на регионы, разбавляем привычный киноконтекст уникальными работами. Это картины с другим киноязыком, их снимают люди, которые перерабатывают свою региональную культуру. В прошлом году мы сделали эту программу конкурсной и в жюри пригласили отборщиков разных мировых фестивалей, потому что российское региональное кино – это наш уникальный ресурс, с помощью которого мы можем предложить мировому кино новые тенденции. В этом смысле мы не противоречим официальной программе, которую декларирует государство», – рассказала г-жа Дыховичная.
Деньги на обустройство арт-центра «Гаркундель» в Петербурге, которому после семи лет кочевья наконец-то выделили помещение в центре города, собирает шоумен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша. Пока из запланированных 2 млн. рублей собрано лишь 200 тыс. «В свое время именно в рамках фестиваля «ГАРКУНДЕЛЬ» заявили о себе такие группы, как «Ночные снайперы», Billy’s Band, «Торба-на-Круче», «Animal Джаz», ПТВП, Jane Air, «Враги» и др.» – пишет Олег Гаркуша, и почему-то становится понятно, что у арт-центра крайне мало шансов на благополучное существование даже если на него «скинется» народ: мало ли, вдруг из какой-нибудь поющей про любовь рок-группы вырастет новая Диана Арбенина, которая может неожиданно попасть в ряды «врагов народа»...
По статистике двух главных краудфандинговых порталов – Boomstarter и Planeta – самыми успешными проектами из графы «Культура» оказываются проекты музыкальные. Например, группа «Пикник» задалась целью собрать 650 тыс. рублей на новый тур и альбом «Чужестранец» и в итоге собрала уже 885 тыс. рублей. На 9-й по счету альбом «пересобирала» деньги группа «Элизиум»: вместо заявленных 300 тыс. собрано 519 тыс. рублей. Уже не первый альбом с помощью краудфандинга записывает группа «Би-2» за три дня до окончания сбора средств собрано 880 тыс. при нужных 800 тыс.
Глядя на ситуацию с переходом на народное финансирование независимых кинофестивалей, независимых порталов (как, например, Colta.ru), редких проектов с не самой широкой аудиторией, может сложиться впечатление, что краудфандинг – это такое андеграундное предприятие для эстетов. На самом же деле, практически на миллион «пересобирал» заявленную сумму в 1 млн. 340 тыс. рублей Михаил Задорнов для своего очередного документального фильма, на этот раз – о Вещем Олеге: «В течение года я не раз слышал просьбу не бросать это дело. Некоторые даже говорили, мол, вам надо оставить сцену и заниматься документальным кино. Такие предложения мне нравятся! Даже поколения, получившие образование в СССР, плохо знают древнюю историю Руси. Как образовалось государство, почему, кому мы обязаны тем, что оно стало таким мощным еще в те, давние времена…О первом таком князе фильм получился. И я часто слышал фразу: «Теперь знаем, за что выпивать, когда пьем за Россию!» – рассказал Задорнов. И это при том, что Минкульт и без того излишне щедр на «ура-патриотизм», несмотря на то, что тем же краудфандингом вынуждена собирать деньги Мира Тодоровская, чтобы завершить съемки картины «Встреча на Эльбе» по сценарию своего мужа Петра Тодоровского. Сын Петра Ефимовича Валерий Тодоровский в опубликованном на странице проекта видео говорит: «Про войну снимается много фильмов людьми, которые про это ничего не знают и не понимают», – чего нельзя сказать про его отца, который освобождал Польшу и Германию. «Войну в России давно используют как повод дать волю ура-патриотическим речам, и на этом фоне по-другому звучат воспоминания ветерана Тодоровского «о счастье окончания войны». О том, как, проснувшись девятого мая, он увидел бабочку, севшую на грязные ноги друга-солдата, – и так понял, что война кончилась. Кажется, фильм про это чувство. Не про политику и не для политики», – считают авторы журнала «Сеанс» Ника Голубицкая и Анна Дулина.
Напомним, что самым успешным краудфандинговым проектом в истории российского кинематографа стал также патриотический фильм – «28 панфиловцев» Андрея Шальопы. На сегодняшний день проект собрал 3 млн. 191 тыс. рублей. «Кино снимают без поддержки государственных фондов и без участия ангажированных режиссеров, а это значит, что кино делается с величайшим уважением к подвигу наших дедов и прадедов и не поддается влиянию агентов государственных и коммерческих структур», – говорят создатели. Выход «28 панфиловцев» на большой экран запланирован к осени 2015 года.
В свое время успешно провел краудфандинговую кампанию мультипликатор Гарри Бардин, собрав на мультфильм «Три мелодии» 2 млн. 251 тыс. рублей. «Возьмемся за руки, друзья» – так я это называю, – рассказал Гарри Яковлевич. – Это система взаимовыручки, с помощью которой сейчас можно помочь любому человеку с любым проектом. Я рад, что и у меня это получилось, и, возможно, попробовал бы это сделать еще раз. Потому что с Министерством культуры в его нынешнем виде я работать не намерен». На наш вопрос, что же делать начинающим режиссерам, у которых нет ни славы, ни громкого имени для того, чтобы им доверительно перечисляли деньги, мультипликатор ответил: «Становиться талантливыми! Я не исключаю, что собрать нужное количество денег мне помогло мое имя, моя репутация – мне можно доверять, сказать, что этот человек халтуры не сделает. Но для молодых режиссеров это тоже может работать – можно снять небольшой пилот, выложить в Интернет, и, возможно, кого-то это может заинтересовать, если идея действительно стоящая».
Своими размышлениями о краудфандинге поделился лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров, который крайне успешно собрал деньги на новый проект «Из жизни планет»: альбом, спектакль и сайт, посвященный музыке из неснятых фильмов 1960-х годов. «Сейчас есть технологические возможности – да и реалии это диктуют – для появления экономики дара. Талант – это дар, и любое настоящее произведение искусства дано миру через художника, который свой дар проявляет. Но изначально это некая идея – любой художник является лишь медиумом, ретранслятором, проводником. Это тебе дано бесплатно, и, в общем-то, грех за это просить что-то. Иное дело – люди могут тебе быть благодарны за то, что ты это прекрасное впустил, ты смог это сделать, ты стоял до конца благодаря тому, что ты был открыт, ты был настойчив – и в знак благодарности они могут тебе что-то оставить. Экономика дара – это выход из положения. Если ты уже зарекомендовал себя как сильный художник, если в тебе нуждаются, ты всегда можешь набрать на новое свое предприятие – тот же альбом или запись спектакля, только это право, конечно, нужно заслужить. Заслужить в первую очередь своей правдой, выстраданной правдой». Сейчас Олег Нестеров собирает деньги на звуковое оборудование для спектакля «Из жизни планет», потому что выяснилось, что он очень нужен зрителю. «В некоторых странах музыканты, конечно, могут рассчитывать на поддержку государства – они получают дотации даже какие-то за свои концерты – это, конечно, тоже бред полный, но все же. Я бы не рассчитывал на помощь государства, если говорить о молодых музыкантах, которым может быть нужна поддержка. Писать музыку и играть ее – сейчас худо-бедно любой музыкант имеет возможность. Молодым музыкантам я бы посоветовал в первую очередь делать то, что они делают. Процесс создания музыки куда полезней и нужнее самому музыканту, чем результат. Это ваши приключения, это ваш опыт, это ваше счастье, а если это кому-то еще окажется нужно и кто-то захочет вас поддерживать – приходить на концерты, покупать вашу музыку – ради бога. Нужно как можно позже задумываться о том, для чего ты это делаешь, если ты делаешь настоящие вещи», – считает Олег Нестеров.
В целом краудфандинг смело можно назвать индикатором того, что нужно и чего не хватает людям. Наталья Синдеева, гендиректор телеканала «Дождь», – пожалуй, самой крупной идеологической мишени последнего времени, рассказывала, что на поддержку государства теперь можно не то что не рассчитывать, а можно вообще забыть о том, что такой род поддержки существует, ибо у людей действительно есть потребность в альтернативной информации и альтернативном способе ее подачи, и потому они готовы платить деньги, чтобы ее получать. На примере фестиваля 2morrow мы убедились в том, что людям также нужна площадка для свободного неформального общения режиссеров и киноманов, и за возможность посмотреть редкое кино, которое вряд ли доберется до проката, они готовы собрать «с миру по нитке».
Вчера завершился 25-й фестиваль современной драматургии «Любимовка», на котором модераторы перед каждый читкой (коих было по три в день) торжественно напоминали собравшейся в подвале Театра.doc публике о том, что «Пока мы существуем благодаря поддержке Министерства культуры РФ. Пожалуйста, не смейтесь, это действительно важно. Но вы понимаете, что в следующем году этой поддержки запросто может не быть, поэтому если мы нужны вам так же, как и вы нам, помогите нам рублем». Люди выходили и кидали деньги в картонную коробку-копилку.