А вас, Зюзин, я попрошу остаться!
Правоохранительные органы расследуют факты вывода средств за рубеж топ-менеджерами «Мечела». В числе фигурантов – директора заводов, руководители дивизионов и коррумпированные сотрудники банков, выдававших компании солидные кредиты
Полиция возбудила уголовное дело по очередному предприятию, связанному с ГК «Мечел» Игоря Зюзина. Обвинения по ст.196 УК РФ выдвинуты против топ-менеджеров компании в связи с преднамеренным банкротством Златоустовского металлургического завода. Подозрения возникли у председателя Уральского банка ОАО «Сбербанк России» Владимира Черкашина – ему показалось, что денежные средства через счета предприятия выводятся за рубеж.
Следствие установило, что в течение 2013 года руководство ЗМЗ взяло кредитов на сумму 23 млрд рублей в Сбербанке и ВТБ, но расплачиваться по ним не собиралось. От подобных махинаций «Мечела» пострадало еще несколько банков – Росбанк, Петрокоммерц и другие. Общая кредиторская задолженность ЗМЗ на сегодня составляет 23 млрд рублей. Но, судя по реальному положению дел, всем 160(!) кредиторам придется подождать…
В том, что за схемами вывода заемных средств непосредственно стоит руководство «Мечела» уверены в региональной прокуратуре. До осени прошлого года ЗМЗ входил в периметр «Мечела», и руководителей предприятия назначали из Москвы. Последние полгода ЗМЗ руководил Юрий Гущин, гендиректор Восточно-Европейского металлургического дивизиона «Мечела». Именно при нем была резко увеличена кредиторская задолженность предприятия за счет выдачи кредитов связанных с «Мечелом» оффшорным компаниям. Конечно, следствию предстоит поработать не только на заводе и в штаб-квартире ГК – необходимо проверить и всех банковских работников, имевших отношение к выдаче кредитов. Известно, что такие «проекты» без откатов сотрудникам, закрывающим глаза на явные нарушения и «правящим» до нужного стандарта документы, не проходят. И первым должен «пойти» славящийся коррупционностью Сбербанк (видимо, г-н Черкашин был, как говорят, «не в теме»).
Но Златоуст может стать не единственной «головной болью» для топов «Мечела». Как сообщил нашему изданию источник в правоохранительных органах Ростовской области, в ближайшее время проверке подвергнется деятельность еще одного предприятия, входившего в периметр «Мечела». Речь идет о ломоперерабатывающем предприятии «Мечел Втормет-Ростов» (МВР), работающим в единой производственной цепочке с Ростовским электрометаллургическим заводом (РЭМЗ) в городе Шахты. На этом заводе реализовывалась, как предположил источник, та же схема, что и в Златоусте. Руководство предприятия брало большие кредиты в банках на модернизацию и закупку сырья. И, видимо, тоже не без коррупционной составляющей среди банковских работников. Так, в декабре 2013 года, когда плачевное состояние «Мечела» дошло до максимума, «Промсвязьбанк» выдал ростовскому предприятию кредит в размере 3,6 млрд рублей. По мнению источника, эти средства могли были выведены за рубеж путем различных схем – приобретения активов, скупки долгов и др. «Мечел Втормет-Ростов» формально был поглощен в октябре 2012 года. В начале 2013 года 99% акций МВР были приобретены «Мечелом» у кипрского оффшора «Киберлинк Лимитед» за 4,6 млрд рублей. Миноритарный акционер предприятия ООО «Арсагера» усмотрел в этом банальный вывод средств и подал жалобу в ФСФР. Деньги Зюзину пришлось вернуть. Возможно, предполагает источник, декабрьский кредит в «Промсвязьбанке» и последовавшие за ним в январе-мае этого года попытки оформить в ряде московских банков новые кредиты в несколько сот миллионов рублей якобы на закупку сырья говорят о намерении менеджмента «Мечела» и аффилированных структур вывести полученные средства в оффшоры.
На этом фоне предлагаемые Правительством варианты спасения «Мечела» не вызывают особого оптимизма. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо хотя бы разобраться с одной проблемой: кто, как, куда, когда и с чьей помощью вывел полученные средства, в том числе кредитные. Проще говоря, распутать мутные схемы Игоря Зюзина и Вадима Варшавского.