Игры в молчанку
Почему правоохранительные органы не реагируют на публикации, связанные с разоблачениями чиновников Федеральной таможенной службы России
Многомиллионные хищения бюджетных средств в Федеральной Таможенной службе России, сумасшедшие «откаты» на госзакупках, незаконные выплаты пенсий и огромных пособий генералам таможни, привлечение «карманных» фирм к взиманию таможенных сборов – все это, оказывается, мелочи, недостойные внимания высших государственных чинов. Громкие разоблачения, опубликованные на страницах федерального СМИ, не вызвали ровным счетом никакой публичной реакции ни со стороны Генпрокуратуры, ни со стороны самой ФТС. При том, что следственные органы не скрывают своей осведомленности о всех перечисленных преступлениях.
Вот уже более месяца газета «Наша Версия» публикует журналистское расследование Марата Хайруллина, посвященное деятельности ФТС и ее руководителя Андрея Бельянинова. На сегодняшний день вышли четыре статьи, подробно рассказывающие о коррупционных схемах и злоупотреблениях на российской таможне. Причем автор, по его словам, получает информацию в том числе из источников, связанных с расследованием сразу нескольких уголовных дел, возбужденных в связи с этими злоупотреблениями.
При этом не смотря на сенсационность многих фактов за все это время ни Генпрокуратура, ни даже сама ФТС не попыталась каким-либо способом опровергнуть, оспорить, просто прокомментировать обнародованные им факты. Молчание, как говорят в таких случаях, – знак согласия.
В частности, ни Бельянинов, ни его подчиненные никак не разъяснили информацию о том, что цена на закупленное ими программное обеспечение для ФТС была завышена более чем в три раза – со 100 до 336 миллионов рублей. По данным следствия, 236 «лямов» осели в подконтрольных Бельянинову фирмах-посредниках. По этому поводу столичные оперативники уже устраивали обыски, проводили другие следственные действия, – но Бельянинов по-прежнему занимает высокую государственную должность и обеспечивает вполне комфортные условия для себя лично и подчиненных ему генералов.
Например, многие из этих высокого ранга чиновников, как сообщает издание, получили из средств ФТС (читай, бюджета) материальную помощь. Суммы пособий составили от 8 до 13 миллионов рублей, предназначались они для «улучшения жилищных условий» сотрудников таможни. И почему-то круг нуждающихся был связан с полковничьими и генеральскими должностями – надо полагать, что у рядовых таможенников с жильем все в порядке. Впрочем, у одного такого полковника, пишет «Версия», работники правоохранительных органов побывали недавно на подмосковной даче: незадолго до того полковник Контрольного Управления ФТС Абрамов был пойман с поличным на взятке.
– На видео задержания Абрамова есть кадры обыска на даче простого полковника таможенной службы. Здесь, что называется, всё включено – сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки (две штуки), антикварное оружие, набор импортных охотничьих ружей, шкуры диких животных и так далее и тому подобное. Всё устроено очень дорого и с «варварской» роскошью, – цитирует газета депутата Госдумы Дмитрия Горовцова – единственного, по сути, представителя государства, который публично подключился к расследованию дел на российской таможне.
Горовцов, будучи заместителем председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции, давно наблюдает за деятельностью ФТС и сопутствующих структур - в частности, не без его участия в 2012 году президентом Путиным был ликвидирован печально известный РОСТЭК. Жалобы международных автоперевозчиков, измученных постоянными поборами, были наконец услышаны государством. Но радость их оказалась очень недолгой. Как рассказывает Горовцов, вместо почившего в бозе РОСТЭКа Бельянинов немедленно создал целых шесть подконтрольных себе фирм, которые продолжили собирать все ту же дань с грузовиков T.I.R., причем в увеличенном теперь размере!
Сборы этой «шестерки» Бельянинов представил в качестве альтернативы так называемым «книжкам T.I.R», служившими раньше для водителей фур своего рода таможенными пропусками при въезде на территорию России. Этот документ был разработан в рамках международной Конвенции от 1975 года, которую подписала и исправно соблюдала на протяжении почти 40 лет наша страна.
Но Бельянинов, рассказывает депутат Горовцов, «фактически в одностороннем порядке отменил международную конвенцию».
– При этом глава ФТС в своих публичных выступлениях, изображая озабоченного патриота, старается внести сюда политическую составляющую, – продолжает депутат. – Чисто технологическую конвенцию, цивилизованно обеспечивающую грузоперевозки между Россией и Евросоюзом, пытается выдать за некий акт, нарушающий национальные интересы России. И эти спекуляции в определённой степени срабатывают – такие весомые структуры, как Минтранс и МИД, в ситуацию предпочитают не вмешиваться. Но это на фоне украинского кризиса, я думаю, особенно опасно. Евросоюз сегодня ищет любые поводы, чтобы представить нашу страну в невыгодном свете. Хотя логика здесь должна быть однозначной: ФТС не устраивают какие-то нормы конвенции? Пусть представит соответствующие предложения! Но ничего подобного не делается – одна демагогия…
В расследовании «Версии» приводятся и другие, не менее интересные свидетельства странной заинтересованности руководителей ФТС в тех или иных процессах, которые, в конечном счете, приводят к обогащению непонятных фирм. Например, начальник тылового обеспечения таможни Сергея Комличенко был очень заинтересован в поставках оборудования для кинозала в главном здании ФТС стоимостью более 80 миллионов рублей. Победителями конкурса на поставку стали бизнесмены Лагуткин и Пешков, а через пару месяцев их деятельностью заинтересовались, в свою очередь, уже правоохранительные органы. Выяснилось, что цена оборудования была завышена в 2 раза, было возбуждено уголовное дело. Но сколь-либо широкой огласки этот факт не получил.
Еще одной любопытной подробностью стало то, что некоторые генералы ФТС, начальники управлений и служб, оказывается, незаконно получали пенсии – в качестве прибавки к основному жалованью. За счет, опять же, бюджета, то есть, за наш с вами счет.
По идее, обнародование таких фактов при отсутствии каких-либо опровержений со стороны чиновников, заподозренных в коррупции, в любой цивилизованной стране должно привести, как минимум, к их отставкам. Не говоря о том, что налицо уголовные преступления. Но в нашем случае ФТС молчит, молчит и Генпрокуратура. Почему – ответ в том же расследовании.
Оказывается, за чистоту рядов российской таможне в Генеральной прокуратуре отвечают… те же самые бывшие таможенники. Есть такое Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, где основные должности давно и прочно заняли выходцы из ФТС.
– Практически образована «дружная команда» из проверяемых и проверяющих, – говорит депутат Горовцов. – С ходу назвал бы несколько фамилий сотрудников вышеназванного управления – Е.Глебова, В.Миронова, Е.Жарова… Да, пожалуй, добавил бы, что есть и «обратные варианты», – так, летом прошлого года начальником Южной оперативной таможни стал бывший сотрудник этого управления А.Турко.
Поэтому следователи могут сколь угодно настойчиво заводить уголовные дела и обыскивать офисы ставленников Бельянинова – ход делу, в конечном счете, могут дать лишь те самые сотрудники Генпрокуратуры, которых главный таможенник обеспечил безбедной старостью. Или не дать. Ведь пыльных долгих ящиков в их кабинетах с лихвой хватит на всю российскую прессу и на пару сотен депутатских запросов.