Пятеро смелых раскололи фракцию "Справедливой России"
Эксперты комментируют решение некоторых членов фракции "Справедливой России" в Госдуме поддержать кандидатуру Дмитрия Медведева на пост премьер-министра и реакцию партийного руководства на это.
Руководитель Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков:
- Единственная возможность для личного политического выживания Миронова - демонстрировать всяческую оппозиционность. Ему нужно попытаться каким-то образом перехватить часть электората КПРФ. Пока у него это не очень получается, потому что на самом деле он и стилистически, и содержательно проигрывает Зюганову.
Однако ничто не вечно и Геннадий Андреевич не застрахован от потери значительной доли своей поддержки, тем более что КПРФ пока не демонстрирует никакого тренда на развитие.
Миронов, по всей видимости считает, что подобного рода демонстративные голосования позволят ему не сильно отставать от Зюганова и КПРФ.
Вопрос в том хватит ли у него сил и технологических и интеллектуальных способностей, чтобы прийти на смену КПРФ в социал-демократической нише. Дело в том, что у Миронова нет серьезной команды и серьезных ресурсов. Поэтому и сегодняшняя демонстрация оппозиционности выглядит скорее как технологический, а не стратегический ход. Однако пока мы видим, что дезинтеграция продолжается.
Президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов:
- Логика решения партийного руководства "Справедливой России" в общем-то понятна. "Эсеры" заняли позицию антагонистов "Единой России", которую готовится возглавить Дмитрий Медведев, поэтому голосование против назначения его на пост премьер-министра было для партии Миронова предпочтительнее.
Однако тот факт, что несколько депутатов от "Справедливой России" проголосовали в поддержку Медведева, говорит о симптоме дезинтеграции внутри партии. В "Справедливой России" достаточно много лидеров и групп, которые ставят под сомнение авторитет руководства партии и фракции в Госдуме.
К примеру, группа Гудковых-Пономарева оспаривает позиции партийного руководства с точки зрения радикализации "Справедливой России", а Митрофанов выступает за более тесное взаимодействие с Кремлем.
Но общий знаменатель у всех у них - не готовность принимать правила игры внутри партии. Согласно уставу "Справедливой России", принципы принятия решений в этой политической структуре далеки от идеалов демократии. Общим требование разных группировок внутри "Справедливой России" является демократизация внутрипартийной жизни и устава. Если бы это произошло часть напряжения была бы снята.
Другой вопрос - перспективы "Справедливой России" в следующем электоральном цикле. Есть риск, что группа "эсеров", объединившаяся в левый альянс, уйдет в самостоятельное плавание, если Миронову не удастся перетянуть на свою сторону электорат КПРФ скажем посредством объединения с компартией. Еще одна проблема желание Зотова вновь создать партию пенсионеров. Партийному руководству нужны масштабные инициативы, чтобы избежать расползания партии.
С этой точки зрения решение Миронова не поддерживать Медведева логично. Другой вопрос, что процедура утверждения премьера - движение с двусторонним движением, у Миронова была возможность договориться с Медведевым о тех или иных вещах. Поэтому факт отсутствия успеха на консультациях с будущим премьером остается на совести Миронова.
Впрочем, по мнению Ремизова, это не единственная проблема лидера "эсеров". Миронов отчасти лишился своей эксклюзивности для партии. В бытность спикером верхней палаты парламента, будучи третьим лицом в государстве, он совмещал два важных фактора, имел определенные рычаги влияния на власть и при этом демонстрировал оппозиционность власти. Это сочетание делало его эксклюзивной фигурой для политической партии, которая претендует на то, чтобы с одной стороны быть оппозицией "Единой России", а с другой консолидировать часть региональной элиты. Сейчас этого сочетания нет. А просто в лице оппозиционного трибуна Миронов не имеет преимущества перед другими партийцами, которые в оппозиционности могут дать ему фору.
Профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев убежден, что этим список проблем внутри "Справедливой России" не исчерпывается: "Не исключено, что Миронов затаил обиду на власть и, возможно, на Дмитрия Медведева, лишившись поста спикера Совфеда. Но какие вопросы есть к Путину? Не стоит забывать, что именно высшему руководству страны Миронов обязан появлением партии "Справедливая Россия". "Эсеры" изначально считались проектом Кремля по созданию второй системообразующей партии. Во всей этой ситуации очевидно, что Миронов стал заложником напряженной внутрипартийной ситуации, играя на стороне группировки, выступающей за радикализацию партии".
Эксперт полагает, что процесс раскола практически запущен и именно пятеро проголосовавших за кандидатуру Медведева станут центром притяжения для умеренных "эсеров" и тех "справоросов", которые хотят оставаться в парадигме второй парии власти и констуктивной оппозиции.