Президент обнуляет КоАП
Дмитрий Медведев хочет упразднить предельные нормы алкоголя для водителей
Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, запрещающий управлять автомобилем при любом уровне алкоголя в крови. Глава государства выполнил обещание, озвученное им в конце прошлого года - после одобрения парламентом президентских поправок из законодательства должен исчезнуть критерий, по которому сейчас инспекторы ГИБДД определяют степень опьянения задержанного водителя. Речь идет о предельно допустимом количестве алкоголя в крови и о процентах спирта в выдыхаемом воздухе. Между тем сообщество автовладельцев после серии резонансных скандалов ждет от президента шагов если не по реформе ГИБДД, то по крайней мере по обновлению кадров автоинспекции.
Как сообщила в субботу пресс-служба Кремля, законопроект, переданный президентом на рассмотрение депутатов, содержит поправки сразу в два основополагающих правовых акта, касающихся поведения водителей на дороге: в закон «О безопасности дорожного движения» и «автомобильный» раздел Кодекса об административных правонарушениях. В законе о БДД г-н Медведев намерен отдельной строкой прописать запрет на эксплуатацию транспортного средства водителем «в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения», хотя инспекторы ГИБДД и без этого особого указания, руководствуясь другими положениями закона и КоАП, отстраняют пьяных от участия в дорожном движении. «Из статьи 27.12 КоАП исключается примечание, допускающее возможность управления транспортным средством при наличии в организме человека абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 грамма на один литр крови или до 0,15 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха», - пояснили суть второй поправки в пресс-службе президента.
В принципе сама норма о промилле, которая должна теперь исчезнуть из законодательства, тоже появилась во время президентства Дмитрия Медведева - соответствующая поправка в КоАП вступила в силу с 1 июля 2008 года. Допустимый объем алкоголя, который можно «принять на грудь», не боясь быть оштрафованным, определялся с оглядкой на просвещенную Европу. Законодательство ЕС устанавливает предел в 0,5 промилле, а в Англии, Ирландии, Италии и Швейцарии дорожная полиция не имеет права задержать водителя, если у того в крови меньше 0,8 промилле спирта. Отметим, что «абсолютной трезвости» - нулевого уровня алкоголя в крови нельзя достичь при всем желании: определенную погрешность вносит эндогенный этанол, уровень которого у разных людей может колебаться от 0,008 до 0,4 промилле. Отечественные судмедэксперты ориентируются на методические указания, принятые еще советским Минздравом в 1967 году: если содержание спирта в 1 литре крови погибшего не превышает 0,5 промилле, то считается, что накануне человек был трезв. В 2003 году эта же допустимая норма - 0,5 промилле на литр крови была установлена приказом Минздрава, касающегося участников дорожного движения, которых доставили в больницу после ДТП в бессознательном состоянии и в отношении которых нельзя провести обычные процедуры определения степени опьянения.
Пока еще действующая норма КоАП дает сотрудникам ГИБДД критерий того, какого водителя следует считать пьяным, - уровень содержания алкоголя (те самые промилле) можно определить с помощью алкотестера. За прошедший год руководство автоинспекции не раз рапортовало об уменьшении количества ДТП, произошедших по вине нетрезвых автомобилистов. Так, в начале декабря 2009 года глава ДОБДД МВД Виктор Кирьянов с удовлетворением констатировал, что число «пьяных» аварии снизилось на 40% с начала реализации новых норм административного законодательства.
Есть подозрение, что новой президентской инициативой с удовольствием воспользуются многие автоинспекторы, для которых в случае принятия поправок откроются новые возможности для злоупотреблений, поскольку законодательство позволяет патрулям ГИБДД в отдельных случаях при постановке диагноза обходиться без заключения врача. В Федерации автовладельцев России (ФАР) опасаются, что отмена статьи о предельно допустимой дозе алкоголя не приведет к снижению аварийности на дорогах, но, напротив, сыграет на руку коррумпированным инспекторам. По словам главы московского отделения ФАР Сергея Канаева, у сотрудников ГИБДД будет основание остановить и счесть нетрезвыми даже тех, кто перед посадкой за руль выпил «корвалол»: лекарство содержит спирт, следовательно, алкотестер покажет его содержание в крови. «Этот закон ударит в первую очередь по простым гражданам, - сказал г-н Канаев Интерфаксу. - Практика показывает, что наиболее часто за руль пьяными садятся представители так называемой «касты неприкасаемых». Это те же сотрудники правоохранительных структур и различного уровня чиновники». Бороться с пьянством на дорогах, безусловно, необходимо, подчеркивает глава московского отделения ФАР, - но власти следовало бы начать с реформирования самих органов ГИБДД и с искоренения коррупции в этой структуре. Ситуация не изменится, пока люди, осуществляющие руководство ГИБДД, будут чувствовать свою безнаказанность, уверен г-н Канаев.
Вице-президент Движения автомобилистов России (ДАР), адвокат Леонид Ольшанский, заявляя о поддержке президентской инициативы, подчеркивает, что одной отмены «предельных промилле» явно недостаточно. Г-н Ольшанский напоминает, что у сотрудников ГИБДД по-прежнему остается право проведения первичного медосмотра задержанных водителей. Это право, по мнению адвоката, является коррупциогенным. «Если нам удастся закрепить запрет на освидетельствование инспекторами ДПС, это будет надежной антикоррупционной мерой, не позволяющей им манипулировать показаниями алкотестера и вымогать под этим предлогом взятку», - считает вице-президент ДАР. Кроме того, подчеркивает г-н Ольшанский, инспектор не в состоянии грамотно и непредвзято констатировать степень алкогольного опьянения человека - это может сделать только врач и только в стационаре, «в ходе всестороннего обследования человека: исследования крови, мочи, выдыхаемого воздуха, зрительных, речевых и психологических реакций». Профессиональный медик никогда не поставит диагноз «опьянение» человеку, принявшему двадцать капель того же «корвалола», отмечает Леонид Ольшанский.