Генпрокуратура отвоевала у СКП право на расследование дел «спецсубъектов»
Генпрокуратура одержала первую аппаратную победу над Следственным комитетом со времен появления последней. Верховный суд отдал генпрокуратуре право привлекать к уголовной ответственности так называемых спецсубъектов.
Генеральная прокуратура России одержала первую аппаратную победу над Следственным комитетом со времен появления последней. Верховный суд отдал генпрокуратуре право привлекать к уголовной ответственности так называемых спецсубъектов, то есть лиц, обладающих правовым иммунитетом.
Верховный суд внес поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон «О статусе судей в РФ», согласно которым спецсубъектов, подозреваемых в совершении тех или иных преступлений, должен привлекать к ответственности генеральный прокурор, а не глава Следственного комитета при прокуратуре, как это было раньше.
Отметим, что согласно стать 447 УПК РФ, к лицам, обладающим правовым иммунитетом, относятся члены Совета Федерации, депутаты всех уровней, судьи всех инстанций, присяжные и арбитражные заседатели, председатель и аудиторы Счетной палаты, уполномоченный по правам человека, президент (действующий, прекративший свои полномочия и кандидаты в президенты), прокурор, глава следственного комитета, глава следственного органа, следователи, адвокаты, члены избирательных комиссий, а также кандидаты в депутаты.
Ранее судьба подозреваемых спецсубъектов находилась в руках генпрокурора, однако после появления на свет Следственного комитета в 2007 году, все исключительные полномочия на возбуждение уголовных дел и проведение расследований были отданы новосозданному ведомству, которое возглавил Александр Бастрыкин.
Передача права на возбуждение уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников от ведомства Бастрыкина к ведомству Юрия Чайки была аргументирована судом намерением усилить защиту спецсубьектов, которая необходима им по роду деятельности. Поскольку следственный комитет действует при Генпрокуратуре, а председатель комитета по факту является первым заместителем генпрокурора, то есть более высокий статус генпрокурора должен будет на практике усилить защищенность спецсубъектов, отмечает «Коммерсант».
Между тем, во властных кругах не связывают появление этих поправок с усилением защиты спецсубъектов. Внесение законопроекта всего лишь свидетельство аппаратной победы генпрокуратуры над Следственным комитетом в борьбе за полномочия, которая началась сразу после выделения последнего в отдельную структуру. При этом, надо отметить, что победа ведомства Чайки, в случае принятия поправок, окажется весьма существенной, так как именно дела в отношении спецсубъектов являются самыми громкими.