Н. Овчинников: «Многие зря сомневаются в связке правозащитников и МВД»
В агентстве РИА Новости проходит пресс-конференция на тему посвященную внесению поправок в законодательство, обеспечивающих усиление прав потерпевших и свидетелей...
В агентстве РИА Новости проходит пресс-конференция на тему посвященную внесению поправок в законодательство, обеспечивающих усиление прав потерпевших и свидетелей в уголовном процессе "Обеспечение прав потерпевших и свидетелей в России: первые шаги по изменению законодательства".
Одним из инициаторов поправок в законодательство выступило правозащитное движение "Сопротивление".
Прокомментировать необходимость внесения поправок корреспондент издания «Общая Газета.РУ» попросил статс-секретаря, заместителя министра внутренних дел, генерал-лейтенанта милиции Николая Овчинникова:
- Я бы хотел в связи пресс-конференцией отметить два момента. Первый, что при создании правозащитного движения «Сопротивления» многие сомневались и считали очень искусственной связку правозащитного движения и Министерства внутренних дел. Но, как показал опыт, сейчас можно уже сказать – достаточно длительный опыт, это сотрудничество чрезвычайно весьма полезно и для нас, и для правозащитников. Но самое главное, это сотрудничество полезно для граждан российской Федерации, интересы которых в той или иной степени отстаивает движение «Сопротивление».
Важно, когда представители общественной организации взаимодействуют с нашим Министерством и участвуют в совместной работе по конкретным ситуациям. Поэтому каждое мероприятие – будь то пресс-конференция, международная конференция, работа с общественностью на местах или совместное законотворчество – несут в себе определенную социальную ценность.
Второй момент. Движением «Сопротивление» и их единомышленниками проделана очень большая работа по защите прав свидетелей и потерпевших. Сейчас она впервые вышла на такой серьезный уровень – законодательный.
Когда я был студентом, то наши преподаватели шутили: юрист – это «вступил ногой, пиши рукой». То есть все должно быть закреплено законодательно. И вот сейчас те принципы, о которых говорит лидер «Сопротивления» Ольга Костина и активисты этого движения, уже подготовлены для юридического закрепления. Это очень и очень важно. Законодательное закрепление предложений правозащитников позволит взять судьбу потерпевших и свидетелей под государственное крыло. Люди смогут чувствовать себя более спокойно.
Эти поправки, тщательно проработанные Межведомственной группой при Госдуме, уже внесены в парламент Комитетом ГД по законодательству. В работе этой группы участвовали разные специалисты – в том числе и из нашего министерства, а также правозащитники из движения «Сопротивление» и члены Общественной палаты. В итоге предлагаются очень важные изменения в законодательство. В частности, введение процессуальной фигуры заявителя.
В этих поправках особо ценно то, что они «родились» снизу – на основе практического опыта с мест. Это не просто кабинетная работа, а предложения, прошедшие испытания самой жизнью. Важно, что вместе с профессиональными законодателями и специалистами правоохранительных органов над этими поправками трудилась общественность – в лице правозащитного движения «Сопротивление».
Важно, что то, о чем мы говорили в ходе заседаний рабочей группы и на различных конференциях, теперь воплощается в жизнь. То, к чему мы привлекали внимание общественности и сотрудников правоохранительных органов, скоро войдет в российское законодательство. Можно сказать, что активисты движения «Сопротивление», депутаты Госдумы и другие участники рабочей группы, наконец-то от слов перешли к делу.
Принятие закона «О защите свидетелей» - это был первый шаг. Теперь законодательный процесс в данном направлении развивается и совершенствуется, в том числе и с учетом конкретных практических ситуаций на местах. Внесение нынешних поправок – еще один важный шаг.
Такие изменения в законодательство важны не только для граждан, но и для самих сотрудников правоохранительных органов. Одно дело просто иметь убежденность в правоте каких-то своих действий. Другое дело – иметь тому законодательное подтверждение и четко закрепленную обязанность действовать определенным образом.