С Сиенко по жизни
Руководство УВЗ пытается прикрыть собственные просчеты за счет трудового коллектива предприятия. Решить проблемы НПК может только смена управляющей команды

НПК «Уралвагонзавод» отправила в административный отпуск более 3000 человек. Под удар попали сотрудники вагоносборочного и металлургического производств, а также связанных с ними служб, вынужденно признается корпорация. Проще говоря, каждый 10-й работник УВЗ. Люди хорошо помнят прошлогодний «подарок» руководства, когда в апреле 5 000 заводчан вынужденно сидели без работы. Затем ситуация повторилась в октябре – для 3500 человек. И нынешний, очередной вынужденный отпуск явно говорит о том, что кризис на УВЗ нарастает и достигнет своего пика к осени.
Ничего страшного?
Официальные представители НПК привычно объясняют такое решение команды Олега Сиенко внешними обстоятельствами и, тоже по традиции, не видят особых проблем. «Там ничего страшного нет, - заявляет «Дождю» вечно веселый заместитель Олега Викторовича по связям с общественностью Алексей Жарич. - С середины июня до конца года заказы на вагоны будут стабильно расти... ситуация выправляется». О просчетах в экономической модели работы и о своей ответственности за это менеджеры предприятия речи не ведут – рабочие отправлены в отпуск «в связи с традиционным спадом деловой и производственной активности в июне, а также в связи с тем, что плановый уровень реализации товарной продукции на 2016 год не даёт полной занятости», поясняет пресс-служба. После чего туманно добавляет, что в проработке находится якобы ряд контрактов, которые позволят повысить загрузку производства.
Слова сотрудников пресс-службы отчего-то расходятся с… заявлениями самого Олега Сиенко, сделанными им буквально пару дней назад в интервью «РБК+». Несмотря на ряд дежурных заявлений о том, что руководством страны приняты меры по стимулированию производства ж/д вагонов, г-н Сиенко признается: «Таких показателей рынка мы не видели с начала 1990-х годов» и добавляет, что единственным партнером внутри страны у УВЗ осталась, по сути, одна СУЭК. Даже государственная РЖД не хочет покупать у Сиенко вагоны. Одна надежда – на экспорт. Но это, сами понимаете, не спасет ситуацию.
Завидная профнепригодность
Причины нынешнего штопора, в который свалилась корпорация, те же самые, о которых постоянно пишет наше издание – отсутствие стратегического видения развития продуктовой линейки предприятия и общее неумелое руководство промышленным гигантом. Сегодня УВЗ выживает исключительно за счет гособоронзаказа. Но здесь быть умелым менеджером не надо – конкурентов по производству танков на просторах России у предприятия нет. И бюджетные деньги придут в любом случае. А вот с гражданской продукцией - одни провалы. И с каждым годом ситуация все хуже и хуже. В корпорации уже придумали свое know-how – время от времени рассказывать, например, о новых планах по выпуску дорожно-строительной техники. Болтовня, конечно, но на какое-то время внимание отвлекает. Сегодня опять эта фишка пущена в ход – на встрече с главой «Росавтодора» Романом Старовойтом Олег Сиенко обсудил планы по выпуску на мощностях УВЗ техники для дорожно-строительных работ: катков, асфальтосмесителей, погрузчиков. В ходе разговора звучало модное слово «импортозамещение», а г-н Старовойт даже сказал, что на предприятии Сиенко «есть все возможности для успешного производства техники для нужд российских дорожников».
Но так ли это? Если бы глава «Росавтодора» был чуть полюбопытнее (или те, кто готовил его встречу с Сиенко чуть профессиональнее), то он бы, конечно, напомнил Олегу Викторовичу, что тот уже много чего обещал. Например, два года назад он вознамерился завалить страну наисовременнейшими экскаваторами. И где он, тот экскаватор? Надо понимать, что для производства техники нужно то, что сегодня понимается под словом «компетенции». На УВЗ этого нет – с трудом сохраняется производство бульдозеров на «Уралтраке». Думаем, все проекты, которые сегодня громко озвучиваются УВЗ в стройдормаше, по умолчанию, подразумевают организацию отверточной сборки с какой-нибудь китайской компанией. Они, кстати, уже не раз «заходили» на Урал, пытаясь выстроить отношения с тамошними машиностроителями. Для Сиенко «отвертка» китайской продукции с наклейкой УВЗ была бы выходом. К таким незамысловатым маркетинговым ходам он прибегал уже не раз – в виду отсутствия (или смерти) собственной конструкторско-технологической базы привлекать кого-то со стороны. Кстати, в 2014-м он пытался проделать такую штуку, объявив о поиске партнера по выпуску ж/д рефрижераторов. От партнера требовалась конструкторская документация. Желающих не нашлось… Так что объявление о новой линейке дорожно-строительной техники воспринимать серьезно нельзя. Это болтовня для отвлечения внимания. Попытка показать президенту и правительству, что бюджетные миллиарды отрабатываются эффективно. Ибо, как мы помним, в сентябре прошлого года премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил, что правительство одобрило госгарантии для УВЗ на 17 миллиардов рублей для рефинансирования текущей задолженности предприятия. Однако, по всей видимости, даже эти средства не помогли команде Сиенко стабилизировать финансовую ситуацию и выстроить эффективное производство. Впрочем, как всегда.
Только не за наш счет!
Есть еще один момент, который, в сегодняшней ситуации, обойти просто нельзя. Это экономия средств. С УВЗ ситуация получается более чем интересная – здесь руководство выкручивается за счет трудового коллектива (административные отпуска). Но не стоит забывать, что УВЗ – 100-процентно государственная компания. И уж что-что, а режим экономии здесь, в соответствии с указаниями Кремля, должны соблюдать четко.
Но что мы имеем по факту? Помните слова Горбачева о том, что перестройку нужно начинать с себя? Это не к Сиенко и его команде. У Олега Викторовича 8 заместителей – прям как у Дмитрия Анатольевича Медведева. Обратите внимание: у половины из них указаны московские номера телефонов. Почему не Тагил или Екатеринбург? Непонятно. Что делают все эти люди в Москве? Тоже неясно. Ясно только, что дистанционное руководство штука сладкая. И, полагаем, высокооплачиваемая.
А еще в УВЗ есть 19 человек со статусом директора или приравненных к таковому. Интересно, если вагоностроительный дивизион отправили в отпуск, то ушел ли с ними, пусть на 2/3 оклада, г-н Шленский? И как оценивается – в финансовом исчислении - его эффективность? Аналогичные вопросы хочется задать и Виктору Воропаеву.
С другой стороны, московская прописка директората и всех «нужных» людей вполне объяснима. Ведь надо кому-то брать на себя тяжкий труд хождения по совещаниям в Минэкономразвития, Минпромторге… Вот они и ходят. Тем более что в столице есть своя база, офис «УВЗ –Логистик» на Якиманке, 40. До Кремля 1740 метров… Сами понимаете, по мелочам в УВЗ не размениваются… Эффективность этой структуры потрясающая, чего одна лента новостей стóит – сплошь сообщения об участии в выставках и конференциях. Да уж, красиво жить не запретишь. А то, что в Тагиле народ ремни затянул на самую последнюю дырку, их не волнует. Ведь ничего страшного нет, правда, г-н Жарич?
Наверное, у команды Сиенко, помимо московских квартир, в городе много офисов. Поисковики выдают еще один - АО «УралВагонЗавод-Транс» (АО «УВЗ-Транс»), что на улице Радио, дом 24, корп. 1. Мы это к чему – у топов УВЗ есть возможность оптимизировать не рабочих, приносящих им деньги, а непомерно раздутые пафосные структуры с не всегда понятным функционалом.
Чтобы нас не упрекнули в голословности, предлагаем при случае ознакомиться со списком аффилированных УВЗ лиц. О физлицах пока речи нет, только юридические. Так вот, их насчитывается аж 86 единиц в разных городах России. Наверное, при правильном, вдумчивом подходе можно было бы оптимизировать траты и здесь, за счет непонятных ООО. Причем существенно. Но – не делают… Наверное, для Сиенко они важнее основного производства.
И напоследок пару слов о последствиях (простите за тавтологию) красивой жизни. В феврале г-на Сиенко общественность и СМИ пропесочили за непомерные траты на свой день рождения, который господин директор отмечал, конечно же, в Москве. 400 гостей пришли в ТЦ «Европейский», 300 000 долларов было, по имеющимся оценкам, потрачено. Гулял Олег Викторович на фоне забастовок рабочих УВЗ, которые протестовали против невыплат им зарплаты… Но ведь мы помним, что это все ерунда, ничего страшного. Михаил Жарич уже все всем объяснил…
Можно было бы и не приводить цифры по стоимости ресторанной гулянки. Но слишком уж кричат о себе другие показатели, а именно итоги деятельности корпорации «Уралвагонзавод» за 2015 год. Согласно международным стандартам финансовой отчетности, убыток НПК за этот период составил 16,1 млрд рублей. Годом ранее УВЗ получил убыток в размере 5,3 млрд рублей. Таким образом, за прошлый год потери организации выросли в три раза.
Почему? Все просто – не работают сбытовики. Продажи полувагонов и цистерн за прошлый год снизились в 2,5 раза, и в целом доля гражданской продукции уменьшилась с 38% до 17%. При этом – внимание! - с 5 млрд до 13 млрд рублей выросли коммерческие расходы. При сократившейся на 16,4% выручке и упавшей вдвое(!) валовой прибыли компании. И это вы называете эффективным менеджментом и рациональным использованием тех самых бюджетных миллиардов? Впрочем… вспомните все вышесказанное – ведь это, как сказал Никита Михалков, многое объясняет.
Есть ли выход из этой ситуации? Есть. Поменять управленческую команду, поставив профессионалов. Ничего страшного не произойдет, поверьте. Вот сколько Владимир Якунин доказывал, что без него РЖД – никак. И в Кремле долго чесались и боялись. Потом решились. И вот пришел Белозеров – и все вроде как закрутилось, зашевелилось, ничего не рухнуло, а даже наоборот. Так и с УВЗ – надо просто поменять директора. И жизнь наладится.