ГОК-Стоп! Он подошел из-за угла…
В Челябинске набирает силу конфликт вокруг строительства Томинского ГОКа. Мрачные прогнозы экологов пытаются использовать в своих интересах местные политики
В последнее время ни один промышленный проект, за исключением намерения компании УГМК начать разработку никеля на воронежских черноземах, не встречал такого сопротивления, как Томинский ГОК. Напомним, что за ним стоит «Русская медная компания». В ее составе 11 предприятий, в том числе печально известная всем экологам «Карабашмедь».
Возвести ГОК планируется в непосредственной близости от Челябинска. Почему? Все просто: Томинское месторождение медно-порфировых руд является одним из крупнейших в России и мире. Запасы ее оценены в 630 млн тонн, а это, согласно экспертным оценкам, 1,5 миллиона тонн меди, 31 тонна золота и 71 тонна серебра. В РМК настаивают на абсолютной безопасности проекта. В ход идут и весомые (правда, только для чиновников, не для местных жителей) аргументы. Мол, проект федерального значения, да к тому ж входит в официальную стратегию развития металлургии Российской Федерации на 2014-2020 годы. Куда ж супротив этого…
Понятно, что РМК и все, кого она нанимает, говорят об абсолютной экологической безопасности ГОКа. Местные жители и здравомыслящие эксперты не соглашаются. Они уверены, что если проект состоится, то областной центр станет вторым Карабашем. И о всяких перспективах придется забыть.
Но об этом позже. Ситуация вокруг Томинского ГОКа стала «горячей» еще и по другой причине. Вокруг нее завертелась и политика. Причем подчас весьма оригинально. Что тоже легко объяснимо: выборы-2016 уже начались, надо зарабатывать очки.
А потому в дискуссию вокруг томинского проекта втянулось не только движение «Стоп-ГОК», но и разносторонние политические силы - «Яблоко», ПАРНАС, коммунисты, Народно-освободительное движение.
«Как можно рисковать здоровьем людей, создавая дополнительный очаг экологических рисков? Беспрестанно бьюсь с прокуратурой, судами, местной властью. Челябинск изуродован: испоганили новыми домами Университетскую набережную — строят прямо на берегу! Только чтобы прибыль получить», — отмечает депутат Госдумы от Челябинской области Иван Никитчук, обосновывая участие коммунистов в митингах.
Представители Народно-освободительного движения, напротив, прибегают к привычной тактике - огульно обвиняют челябинцев в получении денег за участие в митингах и пугают американцами: «Есть видеорепортаж, на котором видно, что челябинцы, не задумываясь, если им предлагают определенную сумму денег в размере 500 рублей, спокойно идут и поддерживают митинг «Стоп-ГОКа». Все персональные данные наших граждан ушли на американский сайт, не исключено, что они потом будут использованы как протестный электорат в борьбе именно с властью».
До последнего момента дискуссия велась вполне открыто и адекватно. Люди задавали вопросы, приводили доводы, им отвечали, приводили свои доводы.
«Протест изначально рождался как естественная реакция жителей на экологически и социально неблагополучный проект. Основу движения составили экологические активисты, которые и раньше участвовали во всяких такого рода мероприятиях…. Туда вошла либеральная часть интеллигенции, бизнесмены, так или иначе обиженные в связи с этим проектом, некрупные, в основном. Подтянулись собственники земли вокруг, а это совсем рядом с Челябинском - цена их участков упадет в связи со стройкой максимально. ГОК - экологическая опасность в любом случае, какими бы мощностями он ни обладал. Причем опасность буквальная - прямо под носом. И людей вполне можно понять», - говорит политолог Андрей Лавров.
«В настоящее время проводится экологическая экспертиза Росприроднадзора. Это очень серьезный инструмент, там очень квалифицированные эксперты. Второй инструмент, который доступен общественности и предусмотрен в законодательстве», - пытается парировать замминистра экологии Челябинской области Андрей Новоселов.
Экологи со своей стороны уверены, что никакая экспертиза картину реальных последствий представить не может. То, что это экологичный суперпроект, не доказано ни одним документом, говорят они. Более того, в данном случае только экологические аспекты нецелесообразно рассматривать, потому что все предположения по экологическим последствиям - только предположения. Необходимо учитывать и социальные аспекты, ведь людей переселяют: с какой стати люди должны из деревни Томино, из Архангельского, из Витаминного, из Ново-Троицка собираться и уезжать на все четыре стороны.
«Губернатор говорил, что необходима экспертиза, всем понятно, что необходимо искать баланс между экономическими выгодами и экологической безопасностью, но в честность и искренность выбора экспертов веры у населения абсолютно нет. Нужно было искать здесь консенсус. Причем это касается максимально неполитизированных людей, потому что мы действительно дышим непонятно чем. У меня и дети болеют часто, и я в детстве постоянно кашлял», говорит Андрей Лавров.
Теперь, когда к ситуации подключились и разные политические силы, проблема Томинского ГОКа стала просто хорошим инфоповодом для всех участников. Более того, в регионе уверены, что процесс сознательно подогревается пиарщиками РМК. В том числе, и с помощью «черных» технологий. По мнению экспертов, нанятые «Русской медной компанией» политтехнологи пытаются создать из вполне осознанного и конструктивного протеста горожан политическую кашу, на которую в итоге просто перестанут обращать внимание.
Как бы то ни было, очевидно одно: если ГОК построят, то в любом случае об «уральской Швейцарии» челябинцам придется забыть. Более того, у проекта есть серьезнейшие социальные и экономические последствия. «Все негативные экологические и экономические последствия от деятельности горно-обогатительного комбината лежат не в краткосрочной, а в среднесрочной или даже в долгосрочной перспективе», - считает руководитель «Школы путешественников Федора Конюхова» Антон Калюк.
Так, по истечении 5−7 лет, Челябинская область может получить значительное увеличение оттока населения, имея при этом уже сегодня отрицательную миграцию, то есть, когда в регионе рождается и приезжает людей меньше, чем уезжает и умирает. Запуск экологически опасного предприятия в непосредственной близости от областного центра, по мнению Антона Калюка, только увеличит поток уезжающих. Да и об инвестиционной привлекательности придется забыть. «Что будет, если мы получим в непосредственной близости от областного центра практически равный Карабашу источник загрязнения окружающей среды? Сегодня не один здравомыслящий инвестор не пойдет в Карабаш. Точно так же, буквально через несколько лет после запуска Томинского ГОКа не один инвестор не пойдет в Челябинск», - уверен г-н Калюк.
А тем временем челябинские коммунисты собираются провести референдум по вопросу строительства Томинского горно-обогатительного комбината. Чем ответят на этот вызов партийные политтехнологи и пиарщики РМК? Скоро увидим.