Европрачечная для российского аммиака
Налоговые маневры «ЕвроХима» и «Тольяттиазота» в Европе обошлись бюджету РФ в миллионы долларов
Крупнейший производитель аммиака в мире, российская компания «Тольяттиазот» и производитель минеральных удобрений «ЕвроХим» (принадлежит миллиардеру Андрею Мельниченко) давно являются деловыми партнерами. Их взаимовыгодное сотрудничество со стороны выглядит довольно странно: «ЕвроХим» уже не первый год закупает тольяттинский аммиак в Европе у посредников по ценам, существенно выше рыночных. Парадоксально, но эта система позволяет обеим компаниям экономить миллионы долларов — в основном за счет российского бюджета.
Взаимовыгодный ущерб
Схема, по которой торгуют компании между собой, внешне выглядит так, как будто они обе стремятся нанести себе максимальные убытки. Сначала «Тольяттиазот» продает свою продукцию по заниженным ценам швейцарскойNitrochem Distributing AG. Та, в свою очередь, с наценкой продает товар швейцарской же EuroChem Trading GmbHили голландской BASF Antwerpen B.V.Именно у этих компаний и покупает подорожавший до неприличия аммиак МХК «ЕвроХим».
Но зачем двум российским производителям так себя истязать, и почему не заключить прямой контракт? Ответ на этот вопрос укладывается в два слова: трансфертное ценообразование. Так называется схема покупки-продажи продукции через аффилированные фирмы с целью вывода прибыли в страны с более мягким налоговым режимом.
Первый участник цепочки, Nitrochem Distributing, принадлежит тольяттинской компании. Продажа ей аммиака по заниженной цене не случайна: таким образом «Тольяттиазот» сокращает свою выручку, и одновременно — налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Аммиак при этом остается в собственности компании, только уже находится в швейцарском оффшоре, чья прибыль уже не подлежит уплате налогов в РФ.
Компании же EuroChem Trading GmbH иBASF Antwerpen B.V., в свою очередь, контролируются «ЕвроХимом». Они втридорога продают материнской компании купленный и так уже по завышенной цене тольяттинский аммиак. И здесь, как видится, «ЕвроХим» преследует сразу две цели: зарабатывает на перепродаже (фактически переводя средства со своих российских счетов в оффшоры), и одновременно выводит эти средства из под налогов на прибыль, записывая их как расходы.
Трансфертный рецидивист
Стоит отметить, что трансфертное ценообразование является объектом пристального внимания налоговых органов, и государство в случае выявления подобных действий имеет право доначислить налоги нарушителю. Что уже и происходило с «Тольяттиазотом», который ранее уже попадался на аналогичных схемах.
Так, в 2012 году следственный комитет по Приволжскому округу уже возбуждал уголовное дело в отношении генерального директора тольяттинской компании Евгения Королева за продажу аммиака по заниженным ценам той самойNitrochem Distributing, аффилированной с основными акционерами ТоАЗа. Ущерб, нанесенный государству в 2008-2011гг., тогда оценивался в 550 млн долларов.
К настоящему моменту судом установлено, что в 2009 году руководство ТоАЗа с помощью продаж через Nitrochem Distributing уменьшило экспортную выручку более чем на 1 млрд рублей. В связи с этим компании были доначислены налоги на 320 млн рублей только за 2009 год, и еще 525 млн рублей — за 2010 год. Руководство ТоАЗа, тем временем, скрывается за границей и возвращаться в Россию не спешит.
Очередь за ЕвроХимом
Очевидно, что при внешней убыточности всех этих операций и «Тольяттиазот», и «ЕвроХим» сэкономили круглую сумму на уплате налогов в российский бюджет. Только в период с апреля по декабрь 2012 года «ЕвроХим» купил по указанной схеме 280 тысяч тонн аммиака, а в 2013 году — еще 400 тысяч тонн. Через швейцарские оффшоры (и мимо российского бюджета), таким образом, прошли сотни миллионов долларов.
В результате такой торговли львиная доля прибыли осела на швейцарских счетах, и похоже, что здесь не обошлось без сговора двух компаний. Здесь стоит напомнить, что уголовное дело против ТоАЗа было возбуждено с подачи другого российского производителя удобрений - «Уралхима», пострадавшего от схем с завышением стоимости аммиака. В этом плане молчание руководства «ЕвроХима» в аналогичной ситуации наводит на определенные размышления.
И если с ТоАЗом все уже более менее понятно, то в случае с «ЕвроХимом» возникают вопросы: насколько экономически обоснованным является закупка аммиака по завышенным ценам у аффилированных оффшорных компаний, и нет ли коррупционной составляющей во взаимоотношениях Nitrochem Distributing и EuroChem Trading. Налицо и признаки оптимизации (иными словами — уклонения от) налогов. В этой связи нельзя исключать, что в обозримой перспективе сотрудничество ТоАЗа с химконцерном Мельниченко также станет предметом изучения налоговых и следственных органов.