Ставка больше, чем рубль
Центробанк не может остановить падение национальной валюты
После очередного «черного» понедельника, когда российская валюта потеряла к доллару и евро сразу больше шести рублей, независимый от правительства и президента совет директоров Банка России поздно вечером принял решение повысить ключевую ставку с 10,5 до 17%. С помощью экстренной меры регулятор надеялся затормозить быстрое ослабление рубля, однако затея не удалась. Официальный курс российской валюты во вторник еще больше просел, опустившись до 61,15 рубля за доллар (+2,8 рубля к предыдущему дню) и 76,15 рубля за евро (+3,5). По мнению экспертов, действия Центробанка хотя и правильные, но запоздалые и недостаточные для того, чтобы предотвратить коллапс на валютном рынке. А полномасштабный банковский кризис не за горами – население и предприятия уже поняли, что рубль никто поддерживать не собирается, и при дальнейшем падении нефтяных цен сбережения и выручку можно сохранить только в долларах и евро.
В понедельник 15 декабря игроки на валютной бирже устроили настоящий «шабаш» – предновогоднюю рублевую распродажу. Дисконт российской валюты за день составил почти 10%. Однако основные события развернулись во вторник, когда в ходе торгов доллар вырос почти на 20 рублей, превысив уровень 80 рублей, а евро прибавлял 25 рублей, преодолев отметку в 100 рублей.
Падение российской валюты происходило настолько стремительно, что рыночные аналитики даже не успевали его комментировать, а биржевые новости шли в скупом телеграфном формате, как военные сводки.
Напомним, что в ночь с понедельника на вторник Банк России попытался вмешаться в негативный ход событий на бирже, резко подняв ключевую ставку с 10,5% сразу до 17%, однако ожидаемого разворота настроений на бирже не произошло, скорее наоборот, вызвало панику игроков и недоумение аналитиков. «Решение ЦБ было принято после закрытия валютной биржи, чтобы не пугать россиян падением рубля. Почему нельзя было сразу поднять ставки 11 декабря, если и так видно, что инфляция раскручивается? И непонятно, каким образом регулятор собирается сдерживать продовольственную инфляцию, которая в 2015 году станет двузначной», – вопрошали они в своих утренних отчетах.
Отметим, что на открытии торгов во вторник курс доллара упал почти на шесть рублей – до 58,5 рубля, евро – больше чем на 5 рублей – до 73 рублей, однако уже к 12 часам дня рубль снова начал падать. На 15.15 Москвы за один доллар давали уже больше 80 рублей, евро стоил больше 100 рублей. Потом, правда, наметился некоторый откат, но взятые рублем промежуточные «вершины» впечатляют.
По мнению экспертов, против российской валюты сейчас играют внешние факторы. Дело в том, что США, начиная с 2008 года, проводили так называемую «программу количественного смягчения», а попросту печатали в огромном количестве доллары – всего 3 трлн. В 2014 году печатный станок включился также в ЕС. В результате объем долларов и евро в мировой финансовой системе резко вырос, за счет чего крупным фондам – держателям триллионов долларов ничего не стоит опустить валюту любой развивающейся экономики, где объемы биржевых торгов невелики.
К тому же глобальные инвесторы под впечатлением экономического роста в США (ВВП вырастет на 2,5% по итогам 2014 года) сейчас активно переводят свои активы из развивающихся рынков в доллары, за счет чего спрос на американскую валюту там быстро растет, а национальные денежные единицы слабеют. Ситуацию в России усугубляет высокая долговая нагрузка реального сектора и банков, номинированная в валюте, снижение выручки от экспорта углеводородов, а также невозможность взять дешевые кредиты за рубежом, чтобы погасить текущие долги. В результате действия всех этих факторов спрос на валюту на Московской бирже намного превышает предложение, что и выливается в быстрое обесценивание рубля.
Как рассказал профессор РАНХиГС, бывший зампред ЦБ Александр Хандруев, решение Банка России задрать ставку правильное, но запоздалое. «Сейчас нужно сбить ажиотажный спрос на доллары и евро, который подогревается быстрым ослаблением рубля, поэтому необходимо сделать рублевые депозиты более дорогими, чтобы рубль стоил дороже и участники рынка не могли бы в больших объемах менять рубли на валюту», – пояснил он. По словам г-на Хандруева, для ЦБ настал момент истины, когда для предотвращения долларизации российской экономики нужно предпринимать эффективные меры. «Если не поможет ставка 17%, значит, нужно ее повышать до 30% и 40%. Кроме того, вводить обязательную продажу части валютной выручки. В противном случае население и предприятия начнут в массовом порядке скупать валюту, а этого допустить нельзя», – полагает эксперт.
В то же время, по мнению финансового омбудсмена Павла Медведева, у ЦБ нет инструментов, кроме ключевой ставки, с помощью которых можно поддерживать курс рубля. «Я считаю, что мера ЦБ – это отчаянное и смелое решение, которое должно улучшить ситуацию на валютном рынке. Однако улучшит ли на самом деле, большой вопрос, потому что факторов, влияющих на курсообразование и инфляцию, очень много и далеко не все они находятся в ведении Банка России», – пояснил он.
Наш собеседник также отметил, что главную ответственность за состояние российской экономики в целом и за курс рубля в частности несет не ЦБ, а правительство, хотя общественное мнение сфокусировано именно на работе Банка России. «Ведь не ЦБ виноват в том, что правительство объявило санкции в отношении продуктов питания из ЕС и США и тем самым разогнало инфляцию. Мы прекратили ввоз дешевых товаров и стали болтать об импортозамещении, которое невозможно в нынешней ситуации – для нового производства нужны капиталы и технологии, а ни того, ни другого в России нет, потому что мы рассорились со всем миром. Потерять возможность покупать дешевые европейские продукты в такой ситуации – это просто безумие, и от этого надо немедленно отказываться. Только тогда России станет чуть-чуть легче», – уверен финансовый омбудсмен.
Впрочем, экспертных оценок может быть сколько угодно, а выход из валютного кризиса существует только один – это достижение баланса между спросом и предложением на валютном рынке, удовлетворяющее запросы российской экономики. Методов здесь может быть сколько угодно. Все зависит от уровня компетенций регулятора, устанавливающего правила игры, и его реальной независимости в принятии решений.