Вся жизнь - борьба. С коррупцией...
Очередной антикоррупционной инициативой порадовали депутаты Госдумы. Представляющие фракцию ЛДПР Антон Ищенко и Иван Сухарев предлагают внести в Уголовный кодекс две новые статьи. Предлагаемые либерал-демократами нововведения, в случае их одобрения другими депутатами, членами Совета Федерации и президентом, максимально ужесточат санкцию, предусмотренную за хищения бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. За эти преступления предлагается максимально возможное в нынешнем УК наказание.
Согласно предложенной парламентариями новой статье 285.4. УК РФ «Хищение бюджетных средств», если суд установил хищение до десяти миллионов рублей, то наказание для преступника должно составить от пяти до десяти лет лишения свободы в колонии общего режима. Если сумма ущерба для бюджета составит свыше десяти миллионов рублей — от 7 до 12 лет лишения свободы. За хищение свыше 50 миллионов рублей — срок наказания составит от десяти лет лишения свободы либо пожизненное лишение свободы.
Многие граждане, ностальгирующие по тем временам, когда в юридическом обиходе были формулировки о "высшей мере наказания", конечно, и эту очередную антикоррупционную инициативу сочтут за очередную полумеру, не способную, если и не полностью искоренить коррупцию в России - об этом сегодня не мечтают даже завзятые оптимисты - то, хотя бы приостановить разбухание по-прежнему растущего, по оценкам экспертов, оборота коррупционного рынка. О возможности и даже желательности подобной законодательной новации давно говорили и в профессиональном юридическом сообществе. Но, вот только пойдут ли на такую смелую, если не рискованную по нынешним временам инициативу депутаты, привыкшие за последние годы большей частью одобрять законодательные инициативы правительства, чем проявлять собственную? Ведь направлено острие нового закона как раз против тех же федеральных чиновников...
Думаю, о серьезности законодательной идеи новых "братьев Гракх" от ЛДПР можно будет скоро понять по той реакции, которая, как в стенах нижней палаты, так и в других, не менее уважаемых органах, прозвучит в ответ на призыв сажать налево и направо, "не дожидаясь перитонитов". В ответ могут прозвучать веские доводы, что в действующей редакции УК и так много составов, предусматривающих ответственность за коррупционные правонарушения. Это и злоупотребление служебными полномочиями, и мошенничество, и растрата. Нет только самого слова "коррупция", тут юристы, как известно, щедрые на мнения, никак не могут договориться между собой, наделять ли коррупцию статусом отдельного вида преступления, или лучше в каждом конкретном случае подбирать для судебного вердикта индивидуальный состав из всего многообразия антикоррупционных "препаратов".
Но, важней, конечно, будет совсем другое. Очередное подтверждение, что общество, и представляющий его парламент не прекращают поиск универсального средства для антикоррупционной терапии говорит и о тяжести проблемы, и о осознании всеми этой тяжести, и о том, что универсальных средств для ее купирования пока, к сожалению, не придумали. Наверняка можно до бесконечности (наверное, вплоть до возврата высшей меры) увеличивать и тяжесть законодательного возмездия за коррупцию, можно поднимать уровень материального обеспечения чиновников, но скорее всего, как брали, так и будут брать. Больше или меньше - это другой вопрос, вероятно, такой же риторический, как и то, а было ли когда-нибудь в России по другому.
В современной нам многообразной российской действительности на переднем крае антикоррупционного фронта, пожалуй, должны быть не только парламентарии и следователи СКР, но и социальные психологи, способные объяснить причины устойчивости коррупции, ее невосприимчивости коррупции к различных уголовным "фунгицидам", на уровне социальной генной инженерии определить и блокировать "ген коррупции" в государственном теле. Боюсь, что без этой работы, стоящей на стыке hi-tech и hi-hum, все очередные и внеочередные призывы "повысить планку" будут таким же очередных прекраснодушничанием, заведомо не способным обеспечить коренной перелом в борьбе с коррупционной эпидемией в России. А без этого с коррупцией можно комфортно и замечательно бороться и с тем законодательством, что уже имеется. Как говориться, together forever...