Помогут ли навыки экзорцизма в борьбе с коррупцией?
Несмотря на августовское затишье в деловой, но не в политической (спасибо, Украина!) жизни, мыслями большая часть прогрессивного человечества, несомненно, находиться уже в сентябрьской прохладе и неизменно сопутствующей ей начале делового сезона.
На старте сезона принято и приятно порассуждать о чем-либо хорошем, например, о том, чтобы разворачивающаяся на наших глазах действо «Россия сосредотачивается» подняло бы не только проблемы импортозамещения, обеспечения продовольственной и технологической безопасности, но и противодействия коррупции, без которого ни первого, ни второго и в гастрономическом, и не только в нем смыслах, уверен, не будет.
Бог с ним, с неизбежным ввозом запрещенной нынче фуа-гра, хрустящей французской булки и прочих гастрономических радостей, пусть останется это на совести наших доблестных, но по-прежнему нуждающихся таможенников и прочих стражей госграницы. Их ведь тоже можно понять: ведь еще больше глаза на сопроводительные документы придется закрывать не им, а их белорусским и казахстанским коллегам.
А вот открыть глаза наверняка придется представителям бывшей госкорпорации, а ныне ОАО «Роснано», и не только по методу героев известного фильма - «приподподнять», но и даже взглянуть свежим, незамутненным, незамыленным глазом на обширное свое хозяйство.
То, что в хозяйстве этом не все ладно выявила еще в прошлом году большая проверка Счетной палаты, по итогам которой даже глава государства на «прямой линии» вынужден был гасить искру народного гнева, ответственно заявив, что криминала в выявленных аудиторами нарушениях нет. Тем не менее, вопросы к госкомпании и у аудиторов, и у экспертов остались. В итоге появился доклад НИИ проблем коррупции, посвященный злоупотреблениям в инновационной сфере.
Одним из реперных точек доклада стала ситуация на новосибирском заводе литий-ионных аккамуляторов ОАО «Лиотех», которое, попав в эпицентр резонансного уголовного дела и поставив под угрозу планы выпуска инновационной продукции, пользующейся большим спросом в различных отраслях экономики и обладающего серьезным экспортным потенциалом, стало таким «флагманом» спорных инноваций, когда вроде бы и хорошее, нужное дело затевается (альтернативная энергетика), и спрос на продукцию есть (причем даже в тяжелой на подъем России), а прорыва, обещанного когда-то еще в 2007 году многосотмиллиардного рынка нанопродукции как не было, так и нет. Получается, что огромные расходы из бюджета есть, неизбежные в венчурном деле потери тоже имеются, а «выхлопа» в виде уменьшения выхлопа СO2 (в случае с аккамуляторами «Лиотеха») или прямого экономического эффекта - или минимум, или вообще нет. Криминала, правда, тоже нет! В общем, какая-то кругом дефицит, мистика и сплошная загадка!
Бороться с этой инновационной мистикой можно и нужно. И не только методами изгнания бесов коррупции и очищения души прекрасных порывов от дьявольского искушения погреть на инновационной деятельности руки, немножечко «поосваивать», а потом «забить» на все это самое производство со всеми его возможными и невозможными инновациями. Эксперты, изучившие ситуацию, предлагают просто выводить всю эту мистику «на свет Божий», максимально добавив прозрачности процедурам принятия решений отбора проектов, принятия решений об открытии финансирования или «списания» вложенных инвестиций. Не такие уж сложные, не алхимические рецепты, нуждающиеся обязательно в толченых лапках дракона и скорлупе от философского яйца! В свое время таким «экзорцизмом» в «Роснефти» занимался вечный миноритарийи правдолюб Алексей Навальный. К чему это привело – всем известно…
Стоит ли запустить такую же «щуку» в «пруд» «Роснано», в котором, если верить Счетной палате тоже водятся «черти» - вопрос для большей части публики, готовящейся к новому сезону, все же больше риторический. А вот для инновационного Новосибирска, который по-прежнему хочет завалить своими инновационными батарейками, как минимум, пол-мира – даже очень и очень практический. Вот, только кто отвечать-то на него будет?!