В долгах, как в шелках - 2
(Окончание. Начало здесь)
Где этот трактор?
Когда в 2012 году некогда знаменитый Челябинский тракторный завод (ЧТЗ-Уралтрак) вошел в состав НПК «УВЗ», победным реляциям не было конца. «С приходом «Уралвагонзавода» в качестве нового собственника на предприятии начали вырисовываться пути развития производства… Надеюсь, что через два года мы увидим уже полностью обновленную линейку продукции ЧТЗ и… что предприятие выйдет на две-три тысячи тракторов в год. Мы видим рынок, на котором эта продукция может присутствовать», говорил тогдашний губернатор Челябинской области Михаил Юревич.
Обещаниями заводское начальство кормило общественность и в этом году. Гендиректор ЧТЗ Виктор Воропаев обещал Полпреду Президента Игорю Холманских и врио губернатора Борису Дубровскому увеличить в 2014 году продажу техники на 20%, а запчастей на 42%.
За счет чего хотел рвануть вперед ЧТЗ? Поначалу ставка делалась на новый коллектив конструкторов – уральцы переманили к себе часть специалистов с чебоксарского «Промтрактора», образовав некое ООО «КБ-21». Однако проект не состоялся. Правоохранители выяснили, что ЧТЗ хотело воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью – разработками, которые были выполнены еще на чувашском предприятии. И уральцы от КБ отказались. Не добавил «плюсов» ЧТЗ-УВЗ и скандал с тогдашним директором тракторного, Семеном Млодиком, ставшим фигурантом дела о мошенничестве в особо крупном размере.
Кстати, еще по одному делу (по уклонению от уплаты налогов) «Уралтрак» выплатил в марте этого года 148 млн рублей. Вот такая жемчужина есть в короне «Уралвагонзавода»…
Но вернемся к тракторам. Не секрет, что все последние годы на нашем рынке дорожно-строительной техники доминируют импортные машины. И их доля неуклонно возрастает. В том числе, в сегменте присутствия ЧТЗ. Последние данные весьма красноречивы: в IV квартале 2013 года в Россию ввезено 516 тяжелых и средних бульдозеров производства Японии, США, Швейцарии и Китая, а в I квартале этого года уже 642 машины этих классов.
И уже ровно год назад тот же Михаил Юревич сказал следующее: ««ЧТЗ – это огромная головная боль. Уралвагонзавод купил его в условиях падающего рынка. В настоящее время рынок тракторов сокращается, падает. Сейчас УВЗ готовит программу размещения на ЧТЗ другого производства. Однако убытки предприятия превышают шесть миллиардов рублей…».
С тех пор, несмотря на громкие заявления Виктора Воропаева, челябинский актив УВЗ так в чувство и не пришел. Более того, с 1 августа завод перешел на двухдневную рабочую неделю. Причина – якобы сезонный спад спроса и достаточное количество продукции на складах. Однако, как говорят в Челябинске, летние «каникулы» тракторного завода продлятся не менее трех месяцев, в августе выплатили зарплату за июнь, а отпускные дали такие, словно человек работал не месяц, а 5 дней. Этими вопросами уже заинтересовалась прокуратура, тем более что периодические задержки зарплаты идут с января.
Переход ЧТЗ к частичной занятости означает, что порядка 6500 человек оказались перед реальной угрозой увольнения. И это чревато серьезными последствиями для областного центра – в Челябинске ситуация по безработице сейчас стабильна, однако она может серьезно ухудшиться, если «Уралтрак» решится уволить своих сотрудников. В этом случае показатель регистрируемой безработицы в Челябинске в абсолютном выражении вырастет в два раза.
Выходом из этой ситуации могла бы стать эффективная маркетинговая политика, однако 2014 год для предприятия будет провальным – об обещанном увеличении поставок техники речь уже не идет, более-менее продаются запчасти. Не удивительно, если в скором времени ЧТЗ отдаст свои и без того скромные 15% рынка конкурентам из США и Китая.
Не пей из лужи, козленочком станешь
11 августа 2014 года жителей Нижнего Тагила, дачи и огороды которых были расположены рядом с речкой Белая Ватиха, ожидал шок. Проснувшись, они вместо лука, зелени и картошки увидели в окно сплошную «зону затопления». Земли владельцев участков оказались залиты…промышленными отходами «Уралвагонзавода». «Затоплена была вся площадь сада, грядок не было, один мазут. Вода почти зашла в дом, мы вызвали МЧС, чтобы нас хоть как-то вытащили из дома. Погиб полностью весь урожай. Почва непригодна для дальнейшего использования», - рассказывает одна из пострадавших, Надежда Дудина.
За этот год садоводы переживают уже 10-й(!) сброс, которые происходят каждые 2-3 недели. Например, в 3 часа ночи 23 июля УВЗ сбросил на сады не просто техническую воду, а поток нефтепродуктов до полуметра(!) высотой. Тогда жители обратились в полицию – они хотят взыскать как минимум по 200 000 рублей за поврежденные участки и потерянный урожай. Начальник цеха водоснабжения и зам главного энергетика обещали, что больше такого не повторится, потому что скоро будет завершена реконструкция очистных сооружений. Однако жители этим словам не поверили – реконструкция длится уже пятый год и проведена менее чем на треть. Более того, УВЗ в очередной раз попытался свалить вину на дачников – мол, они разбили свои сады и теплицы в заросшем русле речки, а должны были расширить это русло и прочистить его. Для чего? Чтобы промгигант мог сбрасывать свои отходы, не вложив ни копейки денег. Интересная логика, правда?
«Уралвагонзавод» не впервые ловят на подобных сбросах. Нижнетагильская межрайонная природоохранная прокуратура неоднократно уличала УВЗ в сбросе загрязнённых вод не только в Белую Ватиху, но и в другие водные источники. Однако штрафы в 80 000 рублей для УВЗ – мелочь. Видимо, огороды тагильцам придется разбивать в других местах…
Еще с зимы 2013 года тянется другой судебный процесс между Росприроднадзором и УВЗ. Тогда предприятие поймали на сбросе промышленных стоков в ливневую канализацию. На заводе вину с трудом признали и объявили о приобретении и установке специальных заградительных бонов, отфильтровывающих нефтепродукты. Качество фильтрации в полной мере ощутили на себе огородники Ватихи… Видимо, не случайно все-таки «Уралвагонзавод» из года в год стабильно входит в пятерку лидеров «черной карты» экологии УрФО.
***
Итак, что же получается? Во время кризиса глава ОВЗ Олег Сиенко выбил у государства безвозмездную матпомощь, чтобы погасить 60 млрд долга. Взамен завод пообещал наладить выпуск новых вагонов, новых танков и, чуть позже, новой дорожно-строительной техники. Одновременно озвучивались планы то по созданию угольного холдинга, то холдинга по выпуску техники и вооружений для сухопутных войск. Сегодня говорят о создании центра дизелестроения, об очередном проекте (уже совместно с китайцами) по выпуску сельхозтехники. Вовсю пиарится тема по выпуску трамваев. УВЗ готовится взять под контроль и Златоустовский метзавод.
Одним словом, планов громадье. Вот только результат нулевой. Нет обещанных на 2014 год 7000 инновационных вагонов (выпускаемые вагоны компания продает своей же структуре, «УВЗ-Логистик», половина активов которой зарегистрирована, как положено, в оффшорах), на уровне опытных образцов пребывает и не новая, а модернизированная дорожно-строительная техника, не идет дальше концепта работа по трамваям. Нарастает конфликт в Кузбассе, вскрываются неприятные для топов УВЗ детали по управлению «Красным Октябрем» в Волгограде – коллеги Сиенко обвиняются в искусственном банкротстве предприятия и занижении в 3,5 раза(!) долговой нагрузки перед банками-кредиторами. И на этом фоне ВТБ совместно с «Газпромбанком» выдает УВЗ новый кредит, на 2,8 млрд рублей. Результат от использования этих государственных средств страна вряд ли увидит. Зато, быть может, прочитаем об очередной вечеринке для топ-менеджеров на Лазурном берегу где-нибудь в окрестностях Ниццы – у г-на Сиенко есть солидный опыт по их организации.