Скрынник не дождется амнистии

Расследование миллиардных хищений в «Росагролизинге», когда его возглавляла Елена Скрынник, медленно разваливается. Смягчение статей обвинения и мер пресечения, символические наказания, недоступность основных фигурантов позволяют говорить о «сердюковском синдроме» отечественного правосудия
В начале мая Советский районный суд Краснодара огласил первый приговор по делу «Росагролизинга» (РАЛ). Напомним, что общий ущерб от махинаций команды Елены Скрынник нынешнее руководство РАЛ оценивает почти в 40 миллиардов рублей. Краснодарский же суд приговорил учредителя ООО «ЮгТоргСервис» Владимира Свиридова к…1,5 года лишения свободы за похищение двух самосвалов и коммерческий подкуп. Первоначально Свиридов обвинялся в хищении 95 миллионов рублей. Но доказать в итоге этого правоохранители не смогли.
Схема мошенничества по этому эпизоду была проста. В 2007 году компания Свиридова купила 6 кранов по цене 2,6 млн рублей за штуку. Через какое-то время «Росагролизинг» выкупил их обратно, но уже по 3,7 миллиона. Навар – 1,1 млн с машины. Все документы по этой сделке подписывались лично Еленой Скрынник. Затем Свиридов взял в РАЛ еще 19 грузовиков MAN. Следствие установило, что машины были б/у, а цена на них завышена в 3 раза. Техника работала, сдавалась в лизинг, но деньги за нее ООО «ЮгТоргСервис» не вернуло до сих пор.
«Первый приговор по одному из эпизодов громкого дела о махинациях и мошенничестве в государственной корпорации выглядит просто издевательским, - считает представитель «Росагролизинга» Евгений Зеленский. - Из-за бездействия правоохранительных органов большинство злоумышленников остаются на свободе, а если их и наказывают, то приговор суда в итоге просто смешной».
Негодование нынешней команды «Росагролизинга» вполне понятно. За последний год произошел ряд событий, говорящих о том, что дело по главным фигурантам разваливают или просто спускают на тормозах. Так, например, буквально на днях липецкий суд смягчил обвинение Сергею Бурдовскому. Его обвиняли в хищении 600 млн рублей у РАЛ. И по ч.4 ст. 159, УК ему грозило до 7 лет лишения свободы. Однако теперь он пойдет по ст.159.4. А там максимум – 2 года 6 месяцев. Два других эпизода вообще, наверное, исключат из обвинения - по ним просто истек срок давности.
По версии следствия, вместе с Бурдовским и другим фигурантом дела Игорем Коняхиным к аферам был причастен и бывший глава управления сельского хозяйства Липецкой области Олег Донских (находится в международном розыске). Всего же, как выяснило следствие, с 1 января 2007 года по 31 октября 2009 года Елена Скрынник подписала со структурами, которые контролировались этой группой, десятки договоров на поставку элеваторов и с/х оборудования на общую сумму 3,4 млрд рублей. В реальности «Росагролизинг» получил оборудование лишь на 1,3 млрд рублей. Следственная экспертиза установила, что все договоры Елена Скрынник подписывала собственноручно, хотя сама она продолжает утверждать, что ее это не ее личная подпись, а факсимиле.
Какие-то надежды возлагались на «раскрутку» заместителя Скрынник – Алексея Бажанова, проходившего сразу по трем уголовным делам. Его обвиняли, в частности, в незаконном приобретении прав на имущество «Росагролизинга». Но в январе этого года его отпустили из-под ареста под подписку о невыезде. В результате чиновник непостижимым образом сумел выехать из страны и теперь, конечно же, находится в международном розыске (по данным СМИ, спокойно живет в Швейцарии). Так что шансы найти его и 10 миллиардов кредитных рублей, которые он оформил в «Связь-банке» и «Россельхозбанке» якобы на закупку семечек для маслозаводов, стремятся к нулю. Правоохранительные органы считают, что бюджетные средства переводились на расчетные счета аффилированных организаций и обналичивались.
Непонятны и перспективы по другим членам «группы Бажанова». Сергей Цветков, который уже полтора года как обосновался в Таиланде, шлет оттуда письма следствию и говорит, что он был номинальным директором и просто подписывал договоры, которые давали старшие товарищи. В Россию Цветков не собирается. Арестованным год назад Роману Малову и Сергею Дуденкову следствие под Новый год так же смягчило обвинение, как и Бурдовскому. Они были отпущены под подписку о невыезде. Если они пойдут на сотрудничество со следствием, то больше двух лет им точно не получить. Ну за 1,1 млрд рублей отсидеть два года-то можно… Как мрачно заметил в своем комментарии кто-то из читателей Инета, «у нас все бы согласились посидеть на таких условиях. Но не всем предлагают».
И что интересно: Бажанов сотоварищи были выпущены на свободу 30 декабря. Смягчение обвинения и освобождение проходили как в кино: следователь уходит в отпуск, его сменщик быстро переквалифицирует статью на более мягкую и…снимает прежние обвинения. Ну а дальше мы все уже знаем.
По мнению известного адвоката Игоря Трунова, говорить о каких-то сценариях и перспективах развития уголовных дел с точки зрения юридической науки в данной ситуации не имеет смысла. «Дела такого плана решаются иными, подковерными методами, и это общеизвестно. Очень хороший индикатор – публикации в СМИ. Если раньше хищения в «Росагролизинге» оживленно обсуждались в прессе, то последние несколько месяцев мы видим отдельные публикации, как правило, не на центральных ресурсах. Не потому, что темы нет, а потому, что она замалчивается. Взят курс на сознательное «понижение» ситуации – отсюда и смягчение обвинений, и более мягкие меры пресечения, и меняющиеся объемы ущерба. Вопрос ведь в том, как оценить объем украденного. При желании ту же кражу вообще можно довести до уровня административного проступка».
Перспективы дела «Росагролизинга» при Елене Скрынник, к сожалению, снова подтверждают устойчивые опасения общества. Если ты украл миллиард – тебе ничего не будет, а если не можешь выплатить потребкредит на 300 тысяч в банке, то тебя чуть ли не в асфальт закатают. Наше правосудие хронически страдает «синдромом Сердюкова». Вместо разбирательства дела по существу оно занимается поиском формальностей, позволяющих обвиняемому уйти от ответственности. Разумеется, лишь в тех случаях, когда обвиняемые — представители властной номенклатуры. Поэтому вряд ли основные фигуранты этих схем предстанут перед судом. Заграница, амнистия, указание с самого верха – да мало ли способов у таких людей уйти от наказания. И никакой ошибки в заголовке статьи нет – амнистия Елене Скрынник просто не нужна. Ведь она всего лишь… свидетель, хотя лично подписала все украденные миллиарды. Не знала? Вряд ли.