Ни мытья, ни катания
Бездарная работа коммунальных и дорожных служб все больше парализует движение в городах
На днях в Москве была зафиксирована рекордная по длине пробка – 27 километров. Она растянулась по внешней стороне МКАД от 25-го до 52-го километра – от Каширского шоссе почти до Можайского. По данным столичного управления ГИБДД, затор спровоцировали ремонтные работы на МКАД. На пробки, вызванные перекрытием дорог из-за ремонта или уборки, жалуются автомобилисты по всей России. Эксперты призывают не растягивать дорожные работы по времени и проводить большую их часть по ночам, дорожники же ссылаются на перебои с финансированием, дороговизну ночного труда и запрет местных властей на работу в темное время суток.
В конце минувшей недели Тверь несколько дней стояла в пробках из-за ремонта Южного моста. В ночь на четверг дорожники сняли куски асфальта, заплаты же на эти места положили лишь в выходные. «На мой непрофессиональный взгляд, все можно было сделать за выходные и обойтись без пробок в час пик. Водителям было бы удобнее, если бы в одну ночь сняли сразу все покрытие, а в другую – залили его», – полагает автомобилист из Твери Ирина Вершинина. По ее словам, в четверг и пятницу она потеряла в пробках лишних 45 минут и опоздала на работу.
С наступлением теплой погоды ремонт дорог начался по всей России. Только на строительство и реконструкцию 84 участков федеральных трасс протяженностью 534,2 км Росавтодор планирует потратить 141,9 млрд. рублей. Однако если в одних случаях ремонт делается ночью и быстро, то в других – в час пик и медленно. Так, в Краснодаре уже неделю на въезде в город собирается пробка из-за перекладки асфальта на Тургеневском шоссе, сообщили в прошлый понедельник. В минувшую пятницу из-за дорожных работ транспортный коллапс случился в Орске (Оренбургская область).
Дорожные работы нередко начинают именно в дни и часы пиковой нагрузки, говорит координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов: «Часто это происходит в пятницу или воскресенье вечером, когда люди едут на дачу или возвращаются с нее». Г-н Шкуматов уверен, что ремонтировать дороги нужно либо ночью, либо во время наименьшей загруженности трасс: «Из-за отсутствия единых правил организации зоны проведения работ и временных интервалов, дорожники выходят тогда, когда захотят».
«Не существует регламентов, которые бы указывали проводить работы только днем или только ночью. Не всегда есть возможность все сделать ночью. В темноте работы стоят дороже, а ведь дополнительные затраты, в том числе, берут из кармана налогоплательщика», – заявил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов. Он заверяет, что ремонт всегда стараются выполнять с максимально возможным удобством для водителей, а если движение из-за ремонтных работ в определенный отрезок времени слишком сильно затрудняется, ГИБДД имеет право ремонт приостановить.
Однако многие автовладельцы были свидетелями того, как огороженный для ремонта участок дороги стоит в таком виде на протяжении недель, а то и месяцев, и никаких работ там не ведется. «История странная: дороги раскапывают весной или вначале лета, и они стоят брошенными весь сезон. Делать их начинают только в ноябре. Кладут асфальт, который, естественно, начинают менять следующей весной, потому что если он положен в ноябре, то долго держаться не будет», – рассказывает руководитель проекта Probok.net Александр Шумский. По его словам, многие подрядчики берут на себя больше работ, чем способны выполнять, и ремонт иногда бросают на начальной стадии: «Накладывается и проблема денег. Например, их выделяют в конце квартала, а подрядчик не может найти, где в это время закупить материалы. Бывают случаи, когда префектура запрещает работать ночью, а ГАИ – днем».
По словам Петра Шкуматова, время работ обычно согласовывается с местными чиновниками, часть из которых запрещают работать ночью, ссылаясь на жалобы местных жителей: «Мне кажется, нужно идти по пути наименьшего ущерба. Лучше несколько человек не поспят одну ночь, чем на следующий день 20 тысяч человек потеряют время в пробке». В Москве же Александр Шумский считает излишним перекладку асфальта раз в три года: «Ситуацию мог бы улучшить не трехлетний, а пятилетний период эксплуатации дорог. Хотя из-за ужасных нагрузок МКАД не выдерживает даже двух лет».
Дорожные работы приводят не только к потере времени, но могут также стать причиной аварий. Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин утверждает в беседе с, что из-за халатности дорожников происходит треть ДТП. По данным ГИБДД, неудовлетворительное состояние дорог в прошлом году стало причиной более четверти ДТП (53 тыс. из 204 тыс.). В январе рассказывали о череде аварий со смертельным исходом на МКАД, которые происходили из-за плохо организованной системы предупреждения о ремонтных работах в левом, самом скоростном ряду. Из-за неправильной расстановки или отсутствия знаков водители слишком поздно замечали бетонные блоки и не успевали затормозить или свернуть.
Вину же часто перекладывают на водителей. Так, в начале апреля москвич получил три года лишения свободы как виновник ДТП 20 октября 2013 года на Волоколамском шоссе, где в результате аварии погибла женщина. Однако обстоятельства аварии указывают на то, что немалая доля ответственности за случившееся лежит на столичных коммунальщиках, которые перед этим полили дорогу, несмотря на заморозки. Асфальт превратился в каток, водителя занесло и выбросило на встречную полосу. Тем же утром произошла крупная авария без жертв на Северянинском мосту с участием 50 автомобилей. Все водители в один голос винили скользкую дорогу. Тем не менее виноватыми остались именно они, а не коммунальщики. Суды решили, что водители нарушили пункт 10.1 Правил дорожного движения, согласно которому автомобилист должен учитывать ситуацию на дороге.
Пришла весна, и поливальные машины вновь начали свою работу. «Постоянно по утрам, когда еду на работу в центр, пробку создает моющая машина. Едет она медленно и в крайнем левом ряду. Я понимаю, что без них не обойтись, но можно же выбирать более удобное время для их выезда на дорогу», – пожаловался «НИ» москвич Юрий Панин. Петр Шкуматов рассказал, что ни разу не видел, как поливальные машины работают ночью, зато днем встречался с ними много раз: «В апреле они создают пробок больше, чем ремонтные работы».
«Лично меня работа поливальных машин раздражает больше, нежели неграмотно организованные ремонтные работы. Очень бесит, когда едет в час пик, особенно после дождя, какая-нибудь поливальная машина и поливает весь крайний ряд, моет отбойники или просто разгоняет пыль», – говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Он полагает, что поливальные машины вполне могли бы работать ночью: «Водители вынуждены лавировать между этим машинами, попадают в ДТП, и город встает насовсем». «Поливальные машины действительно могут в час пик двигаться в центр города. Дело в том, что водители не всегда успевают выполнять план и пытаются наверстать график, чтобы не получить штраф», – объясняет Александр Шумский. Он добавил, что дороги все равно поливать необходимо, ведь в летний период асфальт без охлаждения начинает проседать и плавиться.
«Основными операциями летнего содержания являются мойка и полив проезжей части, подметание прилотковой зоны (край дороги), уборка тротуаров. Мойка дорог во время дождя позволяет достичь более эффективного результата. Работает тот же принцип, что и, к примеру, при стирке, – предварительное замачивание позволяет хозяйкам справляться даже с самыми сильными загрязнениями», – объяснял причины мойки дорог во время дождя в одном из интервью руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Андрей Цыбин. Он утверждает, что летняя мойка проезжей части производится в ночное время с 23.00 до 7.00. Днем же производится патрульная мойка: «Чтобы улучшить санитарное состояние улично-дорожной сети города, в жаркие дни проводят мойку проезжей части дорог в цикличном режиме – каждые два часа».
Заторы также зачастую создают неправильная расстановка знаков на проезжей части и неотрегулированные светофоры. На это указали Виктор Похмелкин, Александр Шумский и несколько опрошенных автомобилистов. «Я часто встречаюсь с неэффективной пропускной способностью светофоров, улиц и развязок», – пожаловался столичный водитель Сергей Смирнов. «В среднем у нас светофор регулируют год. Даже официальный норматив для выполнения заявки на регулирование светофора – полгода. Реально же с этим можно тянуть до бесконечности. Рекордсмен в нашей практике – светофор в Южном Бутово, который регулировали 2,5 года», – рассказал Александр Шумский.