Крымский тромб против коррупционной гемофилии
Весьма возможно, что ничем, кроме как эйфории от воссоединения Крыма с Россией, вчерашние заявление спикера Госсовета Владимира Константинова объяснить нельзя. Напомню, что один из героев "крымской весны" заявил 26 марта республиканскому парламенту и всему честному крымскому и российскому народу, что сейчас появился уникальный шанс построить совершенно другую Республику Крым, которая избавится от коррупционного и бюрократического засилья, и где чиновники не будут превращать государственную службу в бизнес.
В ходе выступления немало правильных слов, звучащих в самой России с частотой, сопоставимой разве что с посланиями президента федеральному собранию было сказано о том, что борьба с коррупцией будет важнейшим приоритетом республиканских властей. "Но, ни в коем случае не пытайтесь делать бизнес из государственной службы, – заявил спикер. – Все правоохранительные органы Республики Крым, все профильные ведомства будут нацелены на недопущение коррупции".
Глава Госсовета отметил, что борьба с коррупцией – принципиальная позиция как парламента, так и формируемого сейчас нового правительства Крыма, и "мы будем жестко ее придерживаться". С учетом того, что начиная с 2015 года республиканские госслужащие будут получать на уровне Российской Федерации, крымские чиновники, видимо, должны наконец-то научиться жить на одну зарплату.
Признаться, нечасто из уст главы российского региона можно услышать что-либо подобное. Все мы уже как-то попривыкли, что даже ритуальные фразы о необходимости противодействия коррупции из уст руководителей различного уровня звучат в последнее время все менее убедительно и с постепенно затухающей амплитудой. То ли на волне патриотического порыва, пресловутых санкций, то ли в целях ретуширования и без того перенасыщенной вниманием общества и СМИ проблемы в стране сегодня действительно становится как-то немодно говорить о коррупции и прочих язвах государственного устройства. И вот – такой пафос и такая пища для размышлений!
Что стоит за словами одного из лидеров "крымской революции", особенно неожиданными на фоне предстоящего увлекательного "освоения" миллиардных российских инвестиций в экономику и социальную сферу республики? Желание успокоить Россию в надежности ее вложений? Беспокойство за собственные политические очки? Стремление иметь на будущее реальные рычаги противодействия возможным политическим противникам? Или, все-таки, трезвая оценка причин и истоков украинского кризиса, по итогам которого Крым стал фактом уже российской политики?
Один из пассажей выступления Константинова как раз посвящен тому, что антикоррупционная риторика не поможет в конкурентной борьбе за руководящие посты. "Мы сейчас сталкиваемся с такими фактами, когда друг друга объявляют коррупционерами, чтобы кого-то сместить с должности и занять ее самому. Мы будем к этому спокойно относиться и опираться на очевидные для крымского сообщества вещи", – заверил Константинов. Но только ли дело в этом?
Как хочется верить, все же главное в том, что побудило спикера обратиться к теме коррупции – это глубинное понимание того простого обстоятельства, что за фактическим расколом Украины стояла именно непомерная даже по украинским масштабам коррупция. И все бесконечные передергивания и пропаганда оппозиции против "золотых унитазов" Януковича не могут преуменьшить открывшийся в Межигорье и прочих "киевских рублевках" масштаб коррупционной беды, настигшей страну в последние годы. Именно эта системная слабость, характерная для любого коррупционного режима, и привела к Майдану, и к бесславному нынешнему сидению Януковича и Ко в своих российских и зарубежных "бункерах".
Поймет ли правильно Константинова российский истеблишмент, для которого коррупция давно стала такой же нормой жизни, снизойдет ли он до вполне простительных герою на пике исторических событий некой романтики и "розовых очков", через которые действительно всем хочется сегодня смотреть в наше теперь уже общее с Крымом будущее?
Как это часто бывает в политике, конечно, все будет зависеть не от слов политического лидера, а от действий людей и структур, за ним стоящих. В случае с Крымом это может означать и готовность России в обмен на несомненные политические очки закрыть глаза на то, что масштаб крымской коррупции будет даже похлеще той, на которую намекал Навальный в его докладе по олимпиаде в Сочи, и то самое понимание крымских лидеров, что именно коррупция на Украине дала народам Крыма свободу для решений и действий, изменивших 16 марта 2014 года всю современную историю. Но за то, что в начале нового Крыма было слово против коррупции – Константинову отдельная благодарность. А все остальное, как говорил поэт, "нам не дано предугадать..."