Как думская оппозиция сдала Жуковский
КПРФ и «Справедливая Россия» вступили в сговор с партией власти
В последний день марта подмосковный Жуковский — колыбель нашего авиастроения — выбрал нового главу. Это событие осталось бы рядовым в ленте новостей, если бы жуковские выборы, как зеркало, не отразили текущую политическую ситуацию во всей стране после бурных протестных маршей и митингов 2012 года.
Итак, что мы увидели в зеркале Жуковского. Первое: власть не стала ни умнее, ни осторожнее. Оправившись от испуга первых протестов, она взялась за старое: дискредитация идеи выборов кандидатами-клоунами для снижения явки, подкуп и давление на избирателей, традиционный административный ресурс и «ручное» управление избиркомами, мобилизация подотчетных бюджетников и забитого электората, голосующего строго за кремлевские фигуры.
Второе. После резкого увеличения бюджетного финансирования парламентских партий (КПРФ и СР) их кандидаты все более уподобляются спойлерам политического процесса, льющими воду на мельницу партии власти. В Жуковском соглашательская позиция парламентской оппозиции стала наиболее очевидна.
Третье. 62% жителей наукограда остались безразличны к выборам, проигнорировав формирование власти. Теперь они могут жить по-старому. Странно, если они начнут жаловаться президенту и губернатору на убитые дороги, стремительно возросшие тарифы ЖКХ и бездействие власти, которую они же и переизбрали.
Предвыборная социология уверенно предсказывала победу кандидату от администрации Андрею Войтюку с небольшим преимуществом. Мне довелось лично участвовать в переговорном процессе с основными кандидатами от оппозиции — Сергеем Кнышовым от «Справедливой России», Александром Аникановым (КПРФ) и Игорем Новиковым («Гражданская платформа»). Суть переговоров предельно проста: выборы в Жуковском — скоропостижны (из-за неожиданного снятия экс-мэра Александра Бобовникова), времени для «раскрутки» кандидатов крайне мало, а у Кнышова и вовсе нет. Если не будет реального объединения вокруг фаворита от оппозиции — победа провластного кандидата практически неизбежна (с учетом всего джентльменского набора предвыборных технологий).
Администрация специально «отфильтровала» кандидатов по принципу «разделяй и властвуй». Подбор претендентов в главы города преследовал главную цель власти: разорвать протестный электорат и обеспечить преимущество Войтюку хотя бы с минимальным разрывом. Именно об этом я лично разговаривал и с Кнышовым, и с Аникановым: если вы действительно патриоты города и готовы работать в команде — давайте проявим волю и выиграем выборы. Выход один — снятие своей кандидатуры в пользу фаворита — Игоря Новикова.
Первый этап переговоров меня вдохновил. Игорь Новиков повел себя адекватно и предложил сформировать в случае объединения и победы коалиционную администрацию вместе с КПРФ и СР. Устно мы обсудили механизмы гарантий и принципы совместной работы будущей администрации города. Но когда дошло до дела, все рассыпалось как карточный домик. Кнышов за свою поддержку единого кандидата вдруг выставил абсолютно невыполнимые условия, исключающие дальнейшие переговоры. Аниканов же просто исчез ровно до 26 марта, когда по закону снятие кандидата уже невозможно. «Злые языки» сообщили, что дело не в Аниканове (Александр Николаевич произвел на меня лично хорошее впечатление), а в договоренностях некоторых руководителей КПРФ с врио губернатора Подмосковья Алексеем Воробьевым. Неформально информаторы сообщали о встрече, которая якобы состоялась между зампредседателя КПРФ Владимиром Кашиным и врио губернатора Воробьевым, где стороны обо всем договорились. Понимая значительную зависимость Аниканова от КПРФ, я лично объяснил ситуацию в Жуковском Геннадию Зюганову. Лидер КПРФ переадресовал меня на своего первого заместителя Ивана Мельникова, тот же, сославшись на отсутствие полномочий, предложил решить вопрос с обкомом КПРФ. Секретарь Московского обкома КПРФ Александр Наумов вначале «выразил понимание» насчет объединения кандидатов оппозиции. Однако через несколько дней попытки связаться с ним оказались безуспешными — как, впрочем, и розыски Аниканова.
Рискну сделать неприятный вывод (предчувствую волну критики в свой адрес): КПРФ «слила» выборы в Жуковском. Штаб партии намеренно отдал победу кандидату от администрации. О «Справедливой России», еще недавно родной для меня, я даже говорить не хочу. Прокремлевские настроения так быстро прогрессируют в партии, что СР скоро может начать поддерживать самых одиозных кандидатов от ЕР и ОНФ, став безликим элементом этих подразделений Кремля. В жуковских выборах отразилась печальная особенность наших парламентских партий, которые после резкого увеличения финансирования из бюджета готовы откровенно поддерживать власть.
Предвижу отповедь от КПРФ, которая якобы против любых кандидатов от «олигархов» Прохорова. Отвечу: Игорь Новиков не олигарх и даже не подчиненный Прохорова, он хорошо известен жуковчанам и даже уже был избран, в том числе и коммунистами, главой города. Тогда, правда, победу у него вероломно отняла администрация, грубо сфальсифицировав результаты выборов.
К сожалению, практически не возникает сомнений в том, что партверхушки КПРФ и СР вступили в сговор с партией власти, «разорвав» голоса оппозиции. Но это еще не все. Существует и личная вина кандидатов Аниканова и Кнышова, которые хорошо понимали, что работают на победу «Единой России» в Жуковском, но тем не менее предпочли попиариться («если не догоним, то хоть согреемся») вместо того, чтобы стать реальной властью города и реализовать свои предвыборные обещания.
Выводы из этой истории напрашиваются весьма прозрачные и грустные: власть на выборах по-прежнему занимается наперсточничеством; «оппозиционные партии» в парламенте погрязли в соглашательстве с ЕР и Кремлем; народ апатичен и падок на любые обещания начальства. А новая номенклатура продолжает использовать власть как инструмент для своего обогащения, опираясь на безразличное и послушное большинство.
Долго такая ситуация, к счастью, продолжаться не сможет, вся эта «келейная» конструкция рухнет раньше, чем предполагают в Кремле или правительстве Московской области. Соглашательская позиция очень скоро приведет к деградации и уходу с политической арены забронзовевших и прикормленных политических партий, на смену им придут новые силы и политики, способные в жесткой (а порой и жестокой) политической борьбе сохранить свое лицо и принципы. Политическое будущее России связано с решительным обновлением одряхлевшей политической элиты, появлением молодых ярких лидеров, способных действовать непреклонно и предложить новые идеи развития нашего многострадального Отечества.