Три миллиона – за игру на суперструнах
Самая большая в мире премия по физике присуждена российскому ученому
Российский физик, член-корреспондент РАН Александр Поляков стал лауреатом новой научной премии Fundamental Physics Prizes, призовой фонд которой составляет 3 млн. долл. Ученый удостоился награды за работы в области так называемой теории суперструн.
Еще в конце XIX века немецкий предприниматель Вернер фон Сименс резонно заметил: когда дела идут совсем плохо, надо вкладываться в науку. Сегодня можно было бы развить этот афоризм: когда не знаешь, куда вложить лишние деньги, вложи их в науку. Что и сделал в прошлом году российский бизнесмен, один из основателей Mail.ru Group и фонда DST, бывший сотрудник Физического института имени П.Н.Лебедева (ФИАН) Юрий Мильнер. Им была учреждена ежегодная научная премия за значительные достижения в области фундаментальной физики (Fundamental Physics Prize).
Вообще-то физических премий в мире много. Самая престижная, безусловно, – Нобелевская. Есть премии с почти символическим денежным вознаграждением, но зато чрезвычайно ценимые профессионалами. Мильнеровская премия (кто знает, может быть, такое название за ней и приживется со временем) – со своей изюминкой: ее призовой фонд – крупнейший в мире для физических премий. И это хорошо. Но говорить, что это самая престижная премия по физике, рановато.
Общественный механизм получения статуса высокой престижности научных премий – вещь достаточно загадочная. Хороший пример – отечественная премия «Глобальная энергия»: и призовой фонд чуть ли не больше Нобелевского, и государственный пиар подтянут в полном объеме, а по гамбургскому счету котируется она не очень высоко. Многое зависит от экспертизы, процедур и даже от заявленной миссии (то есть от идеологии).
И вот, учитывая все это, нельзя не отметить, что Fundamental Physics Prize – на правильном пути. Достаточно сказать, что в совет директоров фонда, который и присуждает премию, входит лауреат Нобелевской премии по физике, выдающийся ученый современности Стивен Вайнберг. Очень привлекательна и заявленная миссия. Скажем, премия присуждается еще в двух номинациях «Передовая линия физики» (300 тыс. долл.) и «Новые горизонты» (100 тыс. долл.). Номинация «Новые горизонты» ориентирована на перспективных молодых исследователей. Лауреаты премии «Передовая линия физики» становятся номинантами на главную премию – в области фундаментальной физики.
Согласно правилам фонда, предпочтение при присуждении премии отдается достижениям, сделанным в недавнем прошлом. Для номинантов на премию нет ограничений по возрасту, премия может быть разделена между любым количеством ученых и может быть получена более одного раза.
Фактически Юрий Мильнер стремится создать не просто «мемориальную» премию за достижения в физике вообще и не «за жизнь, отданную науке» (как, скажем, отечественная Демидовская премия). Он создает еще один механизм, стимулирующий развитие физической науки. Последнее, между прочим, включает в себя и пиар науки: Fundamental Physics Prize присуждается не только за выдающиеся открытия, но и за успехи в популяризации фундаментальной физики.
Первой специальной премии был удостоен знаменитый британский космолог и астрофизик Стивен Хокинг – за достижения в области теории черных дыр. Вторая специальная премия присуждена группе ученых Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) в Женеве за обнаружение частицы, обладающей характеристиками бозона Хиггса (частицы, которая наделяет массой все другие частицы материи).
Понятно, что в России интерес к Fundamental Physics Prize особый. Мало того что основатель премии, можно сказать, наш человек, из ученых, так еще и главную премию в этом году получил тоже наш соотечественник – Александр Поляков (1945 г.р.). Член-корреспондент РАН с 1984 г., Александр Маркович приписан к отделению физических наук, секция ядерной физики. Бывший сотрудник Института теоретической физики им.Л.Д.Ландау, работает сегодня в Принстонском университете (США).
Область его научных интересов, пожалуй, самая интригующая во всей современной физике: квантовая теория поля, элементарные частицы, теория фазовых переходов. В частности, Мильнеровская премия присуждена ему за работы по теории суперструн. Совсем огрубляя, эта теория рассматривает элементарные частицы не в виде «шариков», а в виде одномерных ультрамикроскопических «протяженных объектов», струн с определенной частотой колебаний. Различные модуляции этих частот и порождают окружающую нас физическую реальность. Три миллиона за такое – не жалко.