Ставка Януковича: больше, чем Кузбасс

Российско-украинские энергетические войны продолжаются без малого десятилетие. Первый план в данном контексте традиционно занимают поставки Украине российского газа, а главный предмет конфликта – ценовой вопрос (последний пример – семимиллиардный долларовый счёт за непотреблённый газ, выставленный Киеву «Газпромом»). На этом участке украинские власти не в состоянии изменить положение. Регулярно выигрывая, Москва стала склонна почивать на лаврах. И вот-вот пропустит мощное контрнаступление. Ведь энергетика – это не только газ.
Если не можешь одолеть извне – войди изнутри. Так рассудили в Киеве. А главное – в Донецке. Регионе, откуда рекрутирована нынешняя правящая элита Украины. А также основные кадры рейдерских команд, атакующих угольные предприятия России.
Надо отдать должное окружению украинского президента. Стратегия разработана чётко и имеет немалые шансы на успех. Захваты угледобывающих предприятий до поры не привлекают должного внимания. На фоне широко распиаренных нефтегазовых скандалов они воспринимаются как рутинные «споры хозяйствующих субъектов». Грань, на которой сравнительно мелкая бизнес-склока перерастает в захват стратегического сектора, а затем в коллапс отрасли, распознаётся лишь задним числом.
Поэтому присмотреться к происходящему в Кузбассе следует сейчас. Уголь остаётся (и останется ещё надолго) важнейшим элементом энергетического базиса. А Кемеровская область – входные ворота в российскую угледобывающую отрасль. Через которые вот-вот хлынет – если уже не хлынула – рейдерская экспансия, направляемая властями Киева и руководимая ветераном огосударствленного криминала Донецкого региона.
Заречный бой – покой уже не снится
В качестве экспериментальной площадки выбрана кузбасская шахта «Заречная». Предприятия принадлежит – заметим - украинскому предпринимателю (имеющему также российское гражданство). Это Виктор Нусенкис. Весьма эффективный бизнесмен и абсолютно «неправильный» олигарх. В том смысле, что более чем двухмиллиардное состояние создал не на банковских манипуляциях, даже не не нефти с газом, а на угле и стали. В секторах очень конкретной работы и не слишком быстрой прибыльной отдачи.
Можно было бы долго излагать историю Угольной компании «Заречная» (равно как и Многоотраслевого производственного объединения «Кузбасс»), описывать динамичный подъём предприятий бизнес-системы Нусенкиса, но всё это достаточно известно, поэтому перейдём непосредственно к предмету разговора. Именно эти предприятия – и именно за очевидный производственно-коммерческий подъём – подверглись атаке рейдеров. Продолжающейся не первый год, но именно в последние недели вышедшей на финишную прямую.
«Координационно-полевой» штаб атаки - Коллегия адвокатов ООО «Регионсервис». Непосредственно атакующие «колонны» - компании «Салеси Инвестментс» и «Индтек Финанс». Все эти структуры связаны с именем председателя наблюдательного совета украинского Кредитпромбанка Константиноса Папунидиса. Сам Папунидис – ближайший бизнес-партнёр бывшего заместителя главы администрации президента Украины, бывшего генерального прокурора Украины, бывшего прокурора Донецкой области Геннадия Васильева. Человека из непосредственного окружения Виктора Януковича. Так сказать, функционера без формального статуса - для особых поручений.
Прокурор не при делах
Геннадий Васильев был прокурором. Обязанность прокурора - защищать граждан от криминального произвола. За это государство платит прокурору. Если же прокурору платят те, кого он защищает – это уже коррупция. За которую судят и наказывают. Так что, если допустить, что на вопрос о своих отношениях с Нусенкисом Васильев отвечает правду, то прямая ему дорога в тюрьму. На очень приличный срок, поскольку по его же собственному заявлению в окружной суд кипрской столицы Никосии он «является правообладателем (beneficiary), учредителем совместно (то есть, в равных долях) с Виктором Леонидовичем Нусенкисом группы компаний Energo, одной из самых влиятельных групп компаний в Украине».
И в качестве доказательства предъявляет некую записку, составленную бывшим сотрудником «Энерго» Константиносом Папунидисом, в которой говорится, что 50% концерна «Энерго» ДОЛЖНО принадлежать Васильеву. Любопытно, как поведёт себя юрист Васильев, если завтра Папунидис напишет такую же записку о том, что ему «должна» принадлежать половина всех активов самого Васильева? А они, кстати, не так уж и малы. Бывший генпрокурор — № 16 в списке крупнейших украинских богачей с состоянием $1,66 млрд.
Кроме того, бывший прокурор Васильев написал в своем заявлении довольно странные для юриста вещи: «По причине близких дружеских деловых связей и отношений доверия, а также по причине только зарождавшихся в тот момент коммерческих отношений в Украине того времени, в том числе из-за политических рисков и нестабильности, ГВ (Геннадий Васильев — ред.) и ВН (Виктор Нусенкис — ред.) не составили письменного соглашения акционеров или о совместной собственности (как этого следовало бы ожидать), которое бы определяло права каждой из сторон».
Трудно поверить в то, что так опрометчиво поступил человек с юридическим образованием. И еще труднее поверить, что такое соглашение вообще имело место. Во-первых, соглашение могло быть подписано и без указания фамилии Васильева, в одном экземпляре, который бы находился только у него, что защитило бы его от «политических рисков». Во-вторых, письменное соглашение могло быть подписано не в Украине, а в любой другой стране и не между физическими лицами, а между компаниями, бенефициарами которых выступали бы стороны или их представители, например, жена Васильева — Лариса. Кроме того, Нусенкис никогда не имел обыкновения вводить в уже существующую собственность новых сособственников, что приводит обычно к конфликтам и развалу бизнеса. Во всех остальных случаях всегда подписывался полный набор юридических и финансовых документов.
Впрочем, никто из руководителей «Энерго» никогда не слышал о наличии какого-либо второго акционера, как ни один из представителей Васильева никогда не входил ни в один орган управления группы. Об этом вообще не шло разговоров, до тех пор, пока он не стал депутатом Рады от правящей партии, да ещё и членом её Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и борьбы с организованною преступностью и коррупцией. Вот тогда он и развернулся.
Депутатский запрос ценой в миллиард
В 2011 году Геннадий и Лариса Васильевы подали иск в суд кипрской Никосии с требованием признать их права на половину долей в уставном капитале ЗАО «Концерн «Энерго»» и до момента подтверждения имущественных прав арестовать счета всех компаний группы. Кипрский суд пошёл навстречу истцу и наложил запрет на отчуждение имущества концерна в 92 компаниях 14 стран.
Суд частично поддержала Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины, объявившая о решении на год заморозить обращение бумаг 12 компаний, имеющих отношение к «Донецкстали». Для участников фондового рынка это стало полной неожиданностью, капитализация ряда компания сразу же обвалилась на 35—45%. Но когда дело было рассмотрено по существу, замораживание отменили и больше на Украине эти процессы не возобновлялись.
Зато в 2012 году Васильев приступил к попыткам введения «замораживающих» мер на территории России. В частности, обратился в Арбитражный суд города Москвы, который 15 октября ответил отказом, сославшись на отсутствие основания для удовлетворения этого иска. Тогда он обратился в Кемеровский суд и на начальном этапе даже преуспел. Бывший генпрокурор Васильев добился ареста долей бизнесмена Виктора Нусенкиса в российских компаниях «Угольная компания «Заречная» (99,5%) и «Сельскохозяйственное объединение «Заречье» (19%). Решение было принято Арбитражным судом Кемеровской области на основании того, что на Кипре ведётся рассмотрение иска Васильева и его супруги относительно их права на российские активы Нусенкиса, в том числе, на «Заречную», которая более 90% добываемого угля поставляет на экспорт в 12 стран мира.
Почему со своим первоначальным иском Васильев обратился именно в кипрский суд, а не в украинский и российский по месту нахождения активов? Главным образом потому, что доказательством обоснованности претензий были так называемые «устные договорённости». А главным свидетелем выступил известный на Кипре финансист —грек грузинского происхождения Константинос Папунидис. Он же организует проникновение на «Заречную» в Кузбассе – поистине античный размах...
Настоящие шахтёры против бывшего прокурора
4 февраля 2013 года кемеровскими правоохранительными органами спровоцирован новый виток рейдерского отхъема собственности у Нусенкиса. Следователь Рудничного межрайонного следственного отдела Матвеева возбудила уголовное дело по статье 201 УК РФ. Основание – якобы совершённые менеджментом угольного предприятия «противоправные действия» в отношении фирм «Салеси Инвестментс» и «Индтек Финанс». Тех самых, что не внеся ни копейки оплаты объявили себя акционерами «Заречной».
Первыми отреагировали на опасность сами шахтёры. Их профсоюзные лидеры официально обратились к председателю СК, генпрокурору РФ и главе Высшего арбитражного суда с призывом остановить рейдеров. В видавшем виды Кузбассе назревает новый социальный взрыв. Направляемый из Киева с помощью кипрских и кемеровских судов и следственных органов.
Так «спор хозяйствующих» на глазах обретает катастрофический потенциал. Тот же Васильев - фигура политическая. Но суть даже не в этом, а в том, что за его спиной –могут находится серьезные игроки, гораздо более крупного масштаба, рвущиеся к козырной карте в политической игре с Россией.
Можно предположить, что игра будет доведена до конца. Слишком многое на неё поставлено для правящей группы «донецких». Политическая борьба в Украине становится всё менее предсказуемой. Вокруг Президента сжимается кольцо оппозиции, которая, надо отметить, российской не чета. Ультранационалисты из «Свободы», боксёрские фанаты из УДАРа, поклонники неистовой Юли из «Батькивщины» не комплексуют подобно российским «болотным» несогласным. Только громкая победа в противостоянии с Москвой – желательно с осязаемым экономическим выигрышем – может укрепить положение «донецких». Именно поэтому столь рьяно вгрызается в кузбасские шахты донецкий экс-прокурор.