В детский лагерь – за кишечной инфекцией

Заканчивается учебный год – и уже через пару недель школьники разъедутся на каникулы. Кто-то отправится в деревню к бабушке, кто-то – с родителями в теплые страны. А многих ждет «организованный отдых»: оздоровительные, спортивные и загородные, или дневные лагеря при школах. И открытие «лагерного» сезона означает, что нас ждет новая волна массовых заболеваний острыми кишечными инфекциями (ОКИ), именуемыми в быту «отравлениями».
В прошлом году по данным Роспотербнадзора в детских учреждениях отдыха нашей страны было зарегистрировано 18 очагов инфекционных болезней, а число заболевших составило 748 человек (из них 701 ребенок). При этом в подавляющем большинстве случаев (94,4%) инфекция передавалась пищевым путем – проще говоря, «виновниками» стали детские столовые. По данным уполномоченного при президенте РФ Павла Астахова, статистика отравлений в прошлом году стала своеобразным антирекордом (с 2007 по 2010 год ежегодно регистрировалось от 6 до 14 вспышек кишечных инфекций с общим числом заболевших от 157 до 532 человек). Причем эти цифры, скорее всего, занижены: по словам омбудсмена, руководство лагерей часто пытается скрыть факт массового заболевания детей.
Не миновала эта беда и подмосковные детские учреждения – вспомнить хотя бы нашумевшую историю с оздоровительным лагерем «Родник», когда 34 ребенка, поев в столовой лагеря макарон с колбасой, оказались в итоге госпитализированными. Или санаторий «Лесная опушка». Там из-за царившей на пищеблоке антисанитарии 22 ребенка отправились прямиком на больничные койки с рвотой и поносом, а общее число заболевших детей составило больше 50. И случаи такого «оздоровления», к сожалению не единичны: с июня по август новостные ленты просто пестрят сообщениями о новых очагах заболеваний.
Специалисты отмечают, что причины заболеваний ОКИ в детских лагерях – те же самые, что и в школах, и в детских садах: вопиющее игнорирование сотрудниками пищеблоков санитарных и технологических норм, помноженное на чудовищно устаревшее оборудование и инвентарь (в том числе и посуду). По словам Павла Астахова в большинстве случаев источниками инфекции становились сотрудники пищеблоков. Также были зафиксированы случаи отравления из-за некачественных продуктов питания и питьевой воды, нарушения условий производства и хранения продуктов. Как отмечал в прошлом году Министр здравоохранения правительства Московской области Владимир Семенов, комментируя факт отравления в июне семи детей, вспышки заболеваний в детских лагерях Подмосковья чаще всего «связаны с передачей возбудителя через плохообработанные продукты питания» и призывал сотрудников пищеблоков не забывать про правила термической обработки продуктов. Но тщетно.
На природе, вдали от грозного ока проверяющих органов, персонал детского «общепита», похоже, считает себя вправе немного «расслабиться»: посуда моется плохо, кухонный инвентарь для сырых и готовых продуктов не разделяется, а правила хранения продуктов и их обработки постоянно нарушаются. Даже внешний вид поваров нарушает все правила: халаты не первой свежести, непокрытые волосы, голые руки, пальцы в тарелке с едой и так далее.
Источниками беды становятся и поставщики, привозящие продукты в пищеблоки. В прошлом году Роспотребнадзор выявил целый «букет» нарушений в московских и подмосковных детских лагерях. Здесь и неправильная транспортировка продовольствия, и случаи поставки продуктов с нарушенными сроками годности и реализации, и поставки вообще без каких-либо сопроводительных документов. В Москве в «черный список» попало ООО «Крона». В Московской области - ООО «Радуга-2000»; ООО «Березка +»; МУП «Общепит»; ООО «Колесо»; ООО «Эдельвейс»; ООО «ГолдОВО»; ООО «Экопродукт»; МУП «Мелкооптовая база»; ООО «САТ Колхоз Клинский»; ИП Кабанов С.В.; ЗАО «Общепит»; ИП Топорков.
При этом часть детских лагерей работает вообще без разрешения органов Роспотребнадзора. В прошлом году было выявлено 23 таких «самостийных» объекта в Московской, Воронежской и Кемеровской областях и Краснодарском крае. «Незаконно отдыхало» более 3.5 тысяч детей. Отсутствие разрешения означает, что в этих лагерях вообще никто ничего не контролировал и ни за что (в том числе и за организацию питания) не отвечал. В частности, впоследствии оказывалось, что в некоторых таких местах для питья и приготовления пищи использовалась техническая вода.
Неудивительно, что часть воспитанников детских лагерей столицы и Подмосковья в конечном счете проводят каникулы на больничной койке, леча последствия отравлений. Впрочем, больницы Москвы не гарантируют избавления от кишечных инфекций. А даже наоборот – зачастую способствуют их появлению. Интернет-пространство буквально переполнено сообщениями москвичей, попавших в стационар с самыми разными диагнозами, и подхватившими в больнице кишечную инфекцию «для комплекта».
Вот, например, история лечения отита: «По утрам нам давали кашу, абсолютно пресную и вдобавок ко всему холодную! На обед какой-нибудь жиденький супчик и мизерную порцию второго. Есть это было практически невозможно. И в итоге я все же траванулась! Так плохо мне не было никогда». Еще одна похожая история: «15 апреля 2012 меня положили в больницу с диагнозом «визомоторный ринит». Вдобавок ко всему в этой так называемой «больнице» спустя день меня еще и отравили! Предположительно пловом из печенки и перловки, который нам подали на обед!». Не лучше ситуация и в детских больницах: «У моего 5-летнего сыночка развилось осложнение после ОРЗ и 15 марта нас госпитализировали в больницу с диагнозом пневмония! Условия оставляли желать лучшего, а еда была пресной и невкусной.(…) А накануне выписки мне и моему сыночку стало плохо…. Сначала жутко заболел живот, нас буквально скрутило от боли, а потом началась рвота. Инфекция видимо была настолько серьезная, что и мне, и ребенку дали антибиотики. Ему пришлось принимать их повторно, не успели мы закончить первый курс! А это ужасно вредно для маленького организма».
Для пациентов больницы такие болезни особенно опасны, потому что их иммунитет и так ослаблен. Если же у ребенка тяжелое заболевание, по словам медиков, кишечная инфекция может привести даже к летальному исходу. Но персонал больниц, конечно же, пытается всеми силами снять с себя ответственность. Как отмечают пациенты, практически всегда, когда речь заходит об отравлении, вину пытаются перевалить на них самих и на пищу, принесенную родственниками из дома (даже если заболевают целыми палатами).
Теоретически пищеблоки лечебных учреждений должны отвечать специальным требованиям. Так, в отделениях должны быть предусмотрены буфетно-доготовочные, сервизные и моечные для столовой посуды, а также помещения для хранения транспортной посуды, в отделениях должно быть специальное помещение для приема пищи: «ходячие» не должны питаться в постелях. Особые требования предъявляются и к меню – оно должно быть лечебным, щадящим, подобранным в соответствии с заболеваниями.
На практике же в пищеблоки большинства московских больниц сами нуждаются в лечении от типичных «болезней социальных кухонь» - тех же, которыми страдают столовые школ, детских садов и летних лагерей. Антисанитария, скверные блюда, приготовленные их скверных продуктов… А меню в медицинских учреждениях – еще более однообразно и скудно. Согласно тем же рекомендациям по лечебному питанию, в рационе больных должны быть и мясо, и рыба, и фрукты. Но, судя по отзывам пациентов, типичный больничный рацион – это каша, суп из гречки или болтушка из картошки, и все это без малейших признаков мяса.
Кстати, московские больницы, как и положено, объявляют тендеры на поставки продуктов. И среди тендеров, которые размещают столичные учреждения здравоохранения – почти исключительно на крупы, овощи, «молочку», хлеб и… спирт. Есть еще зелень – например, в заявке психиатрической больницы № 14 на поставку укропа, петрушки, зеленого лука и кинзы на 600 тысяч рублей. Так откуда же взяться в больничном пищеблоке фруктам или мясу, если тендеры на поставку этих продуктов не объявляют!
И пациенты больниц, и дети в школах, детских садах или оздоровительных лагерях – все они по большому счету стали заложниками существующей системы организации питания в «казенных домах». В каждом учреждении есть свой пищеблок со своими поварами, поставщиками и продуктами, и все это практически нельзя контролировать. Большинство учреждений вынуждены экономить – и в итоге низкоквалифицированный персонал, пренебрегающий санитарными нормами, готовит на устаревшем оборудовании из дешевых продуктов невкусную еду. И без стеснения подает ее на столы. Что поделать, у нас так принято: система складывалась десятилетиями, и изменить ее в один момент невозможно. Но вряд ли этот факт сможет утешить родителей, чьи дети в этом году отправятся в лагерь за здоровьем - а в итоге окажутся в больничной палате.