За длинным юанем
Европа просит денег у Китая
Президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и президент ЕС Херман ван Ромпей так и не смогли добиться от китайского премьера Вэнь Цзябао конкретных обещаний финансовой поддержки для охваченной кризисом зоны евро. Первый день работы в Пекине 14-го саммита ЕС–Китай результата не принес. В среду европейские чиновники обсудят эту тему с председателем КНР Ху Цзиньтао.
Поднебесная обладает крупнейшими в мире золотовалютными резервами в размере $3,2 трлн, а ЕС является крупнейшим торговым партнером Китая. По данным китайской таможни, в 2011 году двусторонняя торговля достигла $567,2 млрд. «Мы настолько взаимозависимы, что изменения у одного из стратегических партнеров будут иметь прямое и ощутимое влияние на другого», — отметил вчера ван Ромпей.
Действительно, финансовые трудности Европы угрожают замедлить ориентированную на экспорт китайскую экономику. В 2011 году ВВП Китая вырос на 9,2%. По прогнозу МВФ дальнейшая рецессия еврозоны может уменьшить этот показатель вдвое.
По данным французской газеты La Tribune, Китай владеет еврооблигациями на сумму €650 млрд. Однако Пекин не торопится раскошеливаться. «Европейской экономике нужна кровь, но просить ее у Китая не лучший выход. Мы должны вместе создать новую кровь, а не заниматься ее переливанием», — заметил представитель Национальной комиссии КНР по развитию и реформам Ван Имин. Он пояснил, что ожидает от Европы расширения доступа китайских компаний на свой рынок.
В преддверии саммита глава китайского суверенного фонда China Investment Corp. Лоу Цзивэй заявил о невыгодности долгосрочных вложений в гособлигации стран ЕС. Бумаги охваченных кризисом стран Еврозоны не отличаются высокой надежностью и китайские власти вряд ли рискнут покупать их напрямую. Наиболее вероятная форма помощи Европе — кредитование через МВФ. Это позволило бы Пекину получить гарантии возврата средств и попутно поставить вопрос о расширении влияния на политику авторитетной мировой финансовой структуры.
Политические расхождения сторон очевидны. На вчерашнем саммите Евросоюз так и не сумел убедить Китай поддержать западную политику в отношении Ирана и Сирии. Новым камнем преткновения стал налог на выброс парниковых газов, введенный ЕС с 1 января для всех авиакомпаний, летающих над его территорией. Китайским перевозчикам пришлось бы выложить дополнительные €97 млн в год. На минувшей неделе Пекин запретил авиакомпаниям КНР платить эти деньги.
Китайские дипломаты указывают на недостаток взаимного доверия, отмечая, что Брюсселю нужна помощь, но при этом в странах ЕС Китай часто обвиняют в стремлении «скупить» Европу. «Если вы просите денег, к ним будут всегда привязаны политические условия», — отметил бывший еврокомиссар по торговле, а ныне вице-председатель UBS Investment Bank лорд Леон Бриттан.
Однако статус богатого кредитора пока не помог Китаю получить желанных уступок от партнера. Пекин давно добивается от Евросоюза отмены эмбарго на поставку вооружений, введенного в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь. Второе пожелание — признание рыночного статуса экономики КНР. В преддверии саммита китайские чиновники один за другим подчеркивали, что вопрос финансовой помощи никак не связан с позицией Брюсселя по эмбарго и рыночному статусу. Но тут Пекин явно лукавит.
В 2011 году на Всемирном экономическом форуме в Даляне премьер Вэнь Цзябао одновременно с обещаниями финансовой помощи для ЕС призвал Брюссель предоставить Китаю статус рыночной экономики. По условиям вступления в ВТО Китай получит этот статус автоматически к 2016 году. «Если бы страны ЕС продемонстрировали свою искренность несколькими годами ранее, это бы отразило нашу дружбу», — заметил тогда Вэнь. На Западе его слова тут же окрестили «дружеским шантажом».
Впрочем, никаких обещаний даже в обмен на деньги Евросоюз на нынешнем саммите дать бы все равно не смог. По данным авторитетного издания EUObserver, если Британия поддерживает придание экономике КНР заветного статуса, то Италия, Польша и Испания этому противятся, во Франции и Германии МИДы выступают за такое решение, а минфины этих стран — против.