Странная дружба либералов с «вменяемыми националистами» опасна для общества

Дело Никиты Тихонова и Евгении Хасис, признанных виновными в убийстве адвоката Станислава Маркелова, нарушило сложившуюся в последние годы традицию, когда людей, обвинявшихся в громких преступлениях на национальной почве, отпускали из зала суда благодаря оправдательному вердикту присяжных. Строгость приговора (Тихонова приговорили к пожизненному сроку) еще раз подняла в обществе дискуссию о национализме в его экстремальных формах и тех политических силах, которые хотели бы это нацидвижение использовать в своих целях. Как не странно, но к сотрудничеству с экстремистами стремятся как раз те, чья идеология должна была заставлять их противостоять всяческим радикалам, — либеральные политики.
Напомним, Тихонова приговорили к пожизненному заключению, а Хасис дали 18 лет колонии. Кстати, друг Тихонова и один из лидеров националистического движения «Русский образ» Илья Горячев в своих показаниях рассказал о некоем Симунине, который представлялся «куратором движения «Местные» от администрации президента». На этом основании некоторые либерально ориентированные СМИ поспешили сделать вывод о «сотрудничестве» власти и экстремистских группировок. Однако после того как материалы допроса Горячева «утекли» в интернет, последовал ряд громких опровержений. Так, движение «Местные» заявило, что ни о каком «Симунине из администрации президента» никогда не слышало, а с «Русским образом» не сотрудничало. Аналогичное заявление сделали и представители «Русского образа», поскольку местоположение Горячева к этому времени уже было неизвестным, а нести ответственность за его слова видимо там никто желанием не горит. Затем опровержение последовало и из администрации президента, которая ответила, что никакой Симунин, кем бы он кому ни представлялся, на службе в АП никогда не числился.
Между тем, ряд экспертов считает, что государство должно проводить работу с политическими группировками, склонными к экстремизму. Как правило, эта работа идет через правоохранительные органы, через спецслужбы, которые их контролируют. Как отметил в интервью «Московскому комсомольцу» ректор Института права, полковника милиции в отставке Владимир Вершков, система работы правоохранительных органов с экстремистскими группировками включает в себя как открытые формы работы, так и негласный аппарат. Но первые часто оказываются неэффективны, поскольку радикалы «хотят привлечь к себе внимание фактами гражданского неповиновения — это гарантирует внимание прессы, это остро звучит».
Работа власти с националистами в профилактическом ключе, полагают наблюдатели, дает результаты. Только за последний год по суду была запрещена деятельность двух националистических организаций. В апреле 2010 г. был положен конец “Славянскому союзу”. А в апреле 2011 г. была поставлена точка в истории Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), цели которого, как отмечалось в иске прокурора столицы Юрия Семина, “направлены на осуществление экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав человека и гражданина, причинение вреда здоровью граждан, обществу и государству”.
Недавно Верховный Суд подтвердил законность вынесенного в феврале приговора участникам праворадикальной группы Рыно-Скачевского, осужденным за убийство на почве расовой вражды (это решение стало уже третьим в отношении данной группы скинхедов). Можно вспомнить и другие случаи: в Омске три скинхеда получили от 5 до 16 лет за два убийства, в Петербурге Ринат Султанов был приговорен к двум годам общего режима за участие в драке с националистами, а в Череповце другие представители «красных скинхедов», Павел Творогов и Игорь Лебедев, за избиение своих оппонентов получили по году условно.
Последний пример эффективной работы правоохранителей: недавние задержания, произведенные в рамках расследования событий 11 декабря на Манежной площади. По сообщениям СМИ к беспорядкам оказались причастны сторонники союзных либеральным деятелям радикальных структур: активист запрещенной НБП, участник движения «Стратегия 31» Игорь Березюк, активист «Другой России» Кирилл Унчук, а также Руслан Хубаев, Леонид Панин, Александр Козевин.
И это, похоже, не случайность. Эксперты отмечают, что в последнее время вполне определенные политические силы демонстрируют заинтересованность налаживания сотрудничества с крайними националистами. Парадоксальным образом с наци заигрывают сторонники либеральных ценностей, не так давно проводившие совместные акции с другими экстремистами.
Несистемная оппозиция, похоже, действительно не против сотрудничества с ультраправыми организациями. Более того, демократы не видят в «наведении мостов» с неонацистами ничего страшного. При этом, либералов не останавливает тот факт, что их идеология, напротив, должна противостоять радикалам.
Удивительно, но видные либералы все чаще говорят о представителях запрещенных за экстремизм организаций как о «вменяемых националистах» и участвуют вместе с ними в различного рода мероприятиях. Так, например, Борис Немцов встречается с одним из лидером ныне запрещенного Движения против нелегальной иммиграции Владленом Кралиным (более известным как Владимир Тор) и обсуждает с ним механизмы сотрудничества. После этого, в конце марта, во время очередной акции в рамках «Стратегии-31» в Петербурге демократы во главе с Немцовым были замечены в одной колонне с националистами, пишут «Известия».
«Мы нормально с ним (Владимиром Тором – ред.) разговаривали. Мы могли бы нормально с ним дискутировать в парламенте. Вот если бы у нас была цивилизованная страна, то в парламенте была бы и демократическая позиция, и либеральная, и националисты, и левые», - заявил по поводу своего общения с лидером ДПНИ Немцов.
К слову, Владимир Тор не так давно отличился своим комментарием по поводу приговора Никите Тихонову и Евгении Хасис, которые были признаны судом виновными в убийстве адвоката Станислава Маркелова и автора «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. «Ну что посоветовать судейским, прокурорским, следакам и прочим гестаповцам - привет Чувашову передавайте, если чо...». Эдуард Чувашов, напомним, это судья, который за свою принципиальность был приговорен нацистами к смерти. Видимо, именно таких людей хочет видеть в парламенте Борис Немцов. И, наверное, считает, что они достойны управлять страной. Ведь парламент — это орган государственной власти.
Поддерживает дружбу Немцова с представителем запрещенной ДПНИ и его коллега по «Партии народной свободы» (ПАРНАС) Владимир Милов, который тоже весьма не прочь порассуждать о «национал-либерализме». Милов, в частности, убежден, что «российские либералы в последние 20 лет проиграли национальную повестку дня», а потому «необходим в целом либеральный национальный проект для России».
В числе сочувствующих неонацистам оказался и популярный ныне блогер Алексей Навальный, который заявил, что «переход к созданию национально-демократического движения может стать путём возрождения демдвижения». Навальный в своем недавнем интервью журналу The New Times, например, заявил, что «ходил и будет ходить на «Русские марши»».
И действительно, основными участниками одного из последних таких мероприятий, которое посетил Навальный, были такие ныне запрещенные националистические движения, как «Славянский союз» неонациста Дмитрия Демушкина, ДПНИ условно осужденного за беспорядки в Кондопоге Александра Поткина (Белова), «квачковцы» - сторонники общественного деятеля Владимира Квачкова, подозревавшегося в покушении на главу «Роснано» Анатолия Чубайса, а в прошлом декабре после оправдательного приговора вновь арестованного по обвинению в подготовке вооруженного мятежа и терроризме. Там же отметились последователи лидера запрещенной Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова.
В интервью The New Times Алексей Навальный напомнил, что в 2007 году создавал общественно-политическое движение НАРОД, идеологической платформой которого был объявлен «просвещенный национализм». В то время в прессе активно обсуждались его связи с националистическими организациями - незарегистрированной партией «Великая Россия» и ДПНИ. Сотрудничество с националистами даже стоило ему членства в партии «Яблоко» в декабре 2007 года. Однако Навальный заявил тогда Агентству политических новостей, что ни в чем не раскаивается. По поводу того же Демушкина, Навальный заявил, что готов выступить в его защиту.
Стоит отметить, что Дмитрий Демушкин ранее называл оправданными сталинские репрессии относительно малых народов, а Александр Поткин, еще один «вменяемый националист» по Навальному, как-то «пошутил», что для вступления в возглавляемое им ДПНИ «достаточно принести ухо одного таджика - и можно вступать».
Что самое интересное, в Интернете националисты довольно откровенны в своей оценке стремления либералов «пойти на контакт». «С одной стороны, у них (либералов) историческая диссидентская стойка на национализм, брезгливость и идиосинкразия. С другой стороны, они пытаются понять, как можно использовать «правых» и «ультраправых» для собственной политической выгоды, и обсуждают «почему у оппозиции не получается накастовать Манежку-2» и получить из «правых» свою боевую дружину», - именно так комментируют националисты попытки либералов с ними «дружить».
Складывается впечатление, что нашим либералам все равно, что они стремительно теряют вес в глазах интеллигенции, думающих, образованных людей, понимающих, что сотрудничество с ксенофобами, с неонацистами, с национал-радикалами ни к чему хорошему не приводит.
«Это, конечно, для либералов звучит странно, потому что у нас либерал - это западник. А там, как ни крути, открыто выступать с полунацистскими лозунгами – это, мягко говоря, не комильфо. И это уже привело к достаточно жестким последствиям, потому что многие сторонники либеральной идеи задают открыто вопрос: что это с лидерами движения «ПАРНАС»? У них не помутнение? Что они несут? То есть их же сторонники не узнают своих вождей, когда они начинают говорить про национализм», - говорит по данному поводу генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Конечно, это крайне опасная штука, но это вполне в духе наших либералов, потому что они давно взяли лозунг Ленина на вооружение – чем хуже, тем лучше. Поэтому их главная задача – любым путем ситуацию дошатать. И чем ближе к революции, тем лучше. Они-то как раз прекрасно понимают, к чему ведут заигрывания с ультраправыми, и они сознательно это делают. Потому что любые события уровня Манежной повышают градус напряженности в стране. И им это нужно. Потому что они прекрасно понимают, что власть в стране они на любых выборах - самых честных–пречестных - не получат никогда», - заключает эксперт.