Чужие здесь не нужны
В стране выстроена система защиты от новых политических структур
Сразу после майских праздников в Минюсте попробует зарегистрироваться – в шестой раз – партия «Рот Фронт». В это же время готова представить туда свои документы – впервые – Партия народной свободы (ПНС). Между тем регистрационные органы, как утверждают в новорожденных политических структурах, регулярно под разными предлогами отказывают им в легализации. Эксперты считают, что искусственное сужение политического пространства страны не идет на пользу ни властям, ни гражданскому обществу, которое так и не освоило тактику цивилизованного протеста нажиму эгоистической власти чиновников.
В России создавать политические партии разрешено. Для этого есть даже специальный закон. Теоретически выполнить все его требования можно, хотя и сложно. Но на практике получить регистрацию от Минюста сейчас малореально. Вчера партия «Рот Фронт», которой отказали уже пять раз, обратилась в Верховный суд. Она хочет получить 250 млн. руб. за то, что российские суды даже не принимают жалобы на Минюст. В беседе с «Независимой газетой» лидер «Рот Фронта» Сергей Удальцов поведал о бесконечных мытарствах своей структуры: «В начале 2000-х и то было легче. Тогда Росрегистрация помогала нам, предоставляла образцы документов, консультировала в случаях наших ошибок. Сегодня нам заявляют: ищите материалы в Интернете. А там часто размещаются устаревшие документы. Из-за этого потом нам возвращают наши бумаги снова и снова».
У Минюста, говорит Удальцов, есть в запасе беспроигрышный повод для «убийства» партий: «Небольшая неточность в тексте устава требует по нынешним законам созыва нового учредительного собрания. А как собрать народ из регионов? По этой причине многие партии отказываются от очередных попыток зарегистрироваться».
Напомним, закон о политических партиях был принят в нашей стране в 2001 году и с тех пор регулярно корректируется. Один-два раза в год как минимум. Правда, в 2009 году был поставлен рекорд – пять раз. Для отражения многочисленных инициатив президента Дмитрия Медведева, провозгласившего либерализацию российской партийной системы. «Малым» партиям – «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» – дали право надеяться на 1–2 места в Госдуме. А еще – уже для всех партий – было снижено обязательное количество членов: с 50 тыс. до 45. Но на более радикальную демократизацию самого, пожалуй, жесткого в мире партийного закона Медведев не пошел.
Жертвами недоразвитости партийной системы стали новые политические структуры. Кроме «Рот Фронта» есть еще одна партия, попавшая под черту отсечения, установленную Минюстом. Она называется «Родина: здравый смысл» (РЗС). Ее председатель – директор Института проблем глобализации Михаил Делягин – подтвердил, что на днях в инстанции повторно поданы документы оргкомитета партии. И теперь у нее впереди очередной учредительный съезд, а потом создание и регистрация региональных отделений.
Напомним, что кроме обязательной численности закон требует еще и наличие филиалов как минимум в половине субъектов РФ. Причем к ним тоже есть свои обязательные требования. А еще от желающих создать партию ведомство Александра Коновалова на законных основаниях испрашивает такое огромное количество бумаг, что одна только эта работа заставляет создавать мощный партаппарат еще до всякого появления самой по себе организации. Например, Делягин посетовал, что к июню повторный учредительный съезд РЗС созвать скорее всего не удастся. Так что, по его словам, вполне понятно, что к выборам в ГД новая партия никак не успевает – даже если представить, что Минюст сменит гнев на милость и даст регистрацию.
Между тем, уверен Делягин, политическая структура российского общества в отличие от экономической и психологической не соответствует современным реалиям. Ныне действующие партии в условиях отсутствия конкуренции «закостенели». А это значит, что значительная часть граждан «в прямом смысле не имеет даже теоретической возможности иметь свое представительство в парламенте». На вопрос, почему власть отказывает новичкам, Делягин заявил о ее полной «неадекватности». Которая, по его мнению, «несовместима с чувством самосохранения». Что же касается конкретных партий, которым не дают права на жизнь, то Делягин уверен, что это делается для пользы официальных: «Кто станет поджимать Зюганова «Рот Фронтом», когда тот лоялен администрации президента, наверное, даже больше, чем Грызлов?»
Среди «недоразвитых» партий, впрочем, есть одна, которая к регистрации, кажется, и не стремится. «Другая Россия» Эдуарда Лимонова подала документы в Минюст в прошлом году и даже успела напечатать свою программу в «Российской газете».
После чего, правда, в закон срочно было внесено изменение, запрещающее такие публикации до того момента, пока партия не станет полностью узаконенной. О желании новых лимоновцев все-таки приобрести формальный статус пока что-то не слышно.
Самая «свежая» из партий-новичков – Партия народной свободы, которой уже придумали аббревиатуру ПАРНАС. Один из ее сопредседателей – Борис Немцов – сообщил: «Мы, по сути, завершили все собрания в регионах, их проведено 47, документы после праздников будут поданы на регистрацию». Следовательно, примерно в середине июня Минюст должен будет дать ответ. По словам Немцова, после публикации доклада о коррупции во власти препятствий стало чиниться гораздо больше. Ряд региональных собраний был просто сорван, некоторые оказалось возможным провести только под открытым небом. «Истеричной реакцией власти» назвал случившееся собеседник: «Продолжаются всякие гнусности, провокации. У меня опять под машиной обнаружили уже второй раз навигатор, который кто-то прикрепляет старательно к днищу машины. Позавчера у меня это водитель обнаружил».
Причины отказов, по мнению Немцова, просты: «У нас власть очень труслива и слаба. Она боится конкурентов и из-за этого полностью монополизирована. Вообще политическая система однопартийная – она убогая, воровская. Поэтому оппозицию и не регистрируют». Это подталкивает людей к уличным протестам и вообще радикализирует ситуацию, считает собеседник. Любопытно, что с яростным оппозционером, по сути дела, согласен и такой аналитик, как глава Института современного развития Игорь Юргенс. Хотя он и отметил, что вроде бы у ПАРНАСа процесс на самом деле и идет в положительном направлении. Тем не менее отказы партиям в регистрации Юргенс осудил: «Власти вызывают на себя большую отложенную волну гнева и сопротивления, это неправильно. В настоящий момент зарегистрированные партии, конечно, будут иметь небольшой электорат, а вот создание им волны симпатий со стороны тех, кто считает их мучениками, очень непродуктивно и недальновидно».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин назвал реальную причину этой «охранительной тенденции»: «Дело в том, что так называемые старые, выдохшиеся партии обладают определенным электоральным потенциалом, очень хорошо известным правящей партии. Больше они поднять на выборах не могут. Более того, существующие, уже сложившиеся отношения КПРФ, ЛДПР, СР не позволяют им создавать более-менее устойчивые коалиции. И в этом смысле они тоже удобны для правящей партии». Новички же предсказуемы меньше и могут иметь успех на выборах, указывает эксперт: «Более того, как подозревают, они могут создать какие-то действенные политические альянсы. Поэтому, я так понимаю, Минюсту официально или неофициально приказано просто затруднять доступ любых новых партийных образований в партийно-политическое поле. Что он с успехом и выполняет».
По мнению Мухина, отказ партиям в регистрации может привести к образованию «мощного теневого партийно-политического сектора». Который будет действовать по принципу теневой экономики, уверен Мухин, которая по мере ужесточения режима легальной только увеличивается».