Как либералу перевоспитать националиста?

Российскую либеральную оппозицию тянет к ультраправым. Или кто-то её тянет к ним с завидным упорством. Как заявил недавно один из популярных в либеральной среде блогер Алексей Навальный, нет ничего страшного, если к власти придут неофашисты. Впрочем, далеко не все оппозиционеры готовы разделить его точку зрения.
Ещё несколько лет назад представить себе ситуацию, когда представитель либеральной идеологии мирно пьёт чай и договаривается о совместном условном "походе на Кремль" со скинхедом, было попросту невозможно. Сейчас же ситуация несколько иная. В среде националистов появляются некие национал-демократы, ставящие своей целью установление русского демократического государства с упором на европейскую культурно-цивилизационную идентичность. В то же самое время и со стороны либералов всё чаще звучат националистические лозунги, уже воплотившиеся в концепцию либерал-национализма, предполагающее всё то же самое, с точностью до наоборот. Автором это концепции стал лидер "Демократического выбора" Владимир Милов, уже успевший организовать совместную акцию с представителями радикальных националистических движений в Санкт-Петербурге.
Впрочем, попытка создать нечто подобное уже предпринималась и раньше. В 2007 году было учреждено движение "Народ", в состав которого вошли представители НБП, "Другой России", КПРФ. В том числе и известный ныне блогер, а тогда ещё член партии "Яблоко" Алексей Навальный. Проект этот в итоге так и не состоялся, оставшись только в титулах двух его лидеров - экс-депутата питерского ЗАКСа Сергея Гуляева и вышеупомянутого Навального, продолжающих продвигать свои идеи в либеральной среде. Но если несколько лет назад тот же самый Навальный был известен только в оппозиционной среде, то на сегодняшний день его положение и авторитет гораздо выше. Чем он, к слову, успешно пользуется.
"Хочу сказать всем (и единомышленникам, и противникам): мы никуда не денемся от национального вопроса в России. Надо наводить мосты и действовать вместе, - заявляет он в интервью "Собеседнику". - Национализм опасен, только когда загнан в подполье. А когда он проходит во власть – националисты вдруг становятся вполне сдержанными людьми, как мэр Рима, происходящий, между прочим, из самых что ни на есть неофашистов. И что, много в Риме погромов?", - иронизирует Навальный, утверждая, что даже если в будущем парламенте либералы не найдут общего языка с националистами, это будет прекрасно. "Это и есть нормальная политика – не бывает в ней единомыслия, вот и пусть ссорятся и дерутся за голоса. Но пусть это будет политика, а не имитация", - пояснил он.
У идеологов либерал-национализма могут быть какие угодно мотивы для отстаивания своих идей. И их право эти самые идеи продвигать так, как они считают нужным. Другое дело, что у сторонников традиционных либеральных ценностей есть своя, прямо противоположная точка зрения на подобного рода объединения.
"У нас и так достаточно сумятицы и эклектики, поэтому ещё вносить новую такую гремучую смесь - это уже немножко слишком для России", - считает писательница, член Европейской академии Мариэтта Чудакова. Как она пояснила, комментировать ситуацию с мэром Рима она может, поскольку является в большей степени специалистом по России. "Так вот, у нас - у российских либералов и демократов, - нет почвы для объединения с людьми, которые не скрывают своих нацистских, враждебно-националистических взглядов. Я считаю, что нужно думать немного о другом: как не заразить этим детей и подростков - надо об этом думать, а не о том, как с ними объединиться в парламенте", - подчеркивает она.
Не в восторге от перспективы идти в одной колонне с человеконенавистниками и композитор Александр Журбин. "Нет, я этого не понимаю и не принимаю, - заявил он, комментируя бродящие в либеральной среде тенденции. - Я считаю, что либеральная оппозиция должна идти своим путём и всякой гадости с собой не набирать, потому что это сразу оттолкнёт от оппозиции всех здравомыслящих людей. И ни я, ни мои товарищи и знакомые никогда вместе с националистами ни на какую акцию бы не пошли. Мне кажется, что оппозиция должна сохранять свою чистоту, чтобы никаких националистических, профашистских организаций даже рядом не было".
Либералы уже не в первый пытаются заигрывать с радикалами. Но каждая такая попытка не приносит ничего хорошего, кроме краткосрочных дивидендов. И если тех же самых "лимоновцев" ещё терпели из жалости, то националистов - радикальных, умеренных, либеральных или любых других - традиционный электорат либеральной оппозиции, состоящий в том числе и из творческой интеллигенции, однозначно не примет. В конце концов, все прекрасно помнят опыт Германии начала 30-х годов, когда никто и подумать не мог, чем обернется приход к власти одного бойкого оратора.
Писатель Борис Стругацкий по этому поводу думает следующее: "Национализм – явление достаточно сложное для того, чтобы и отношение к нему было непростым. Я понимаю демократов, готовых (в естественном стремлении расширить свою электоральную базу) пойти на политический союз с националистами. Но я человек старой закалки, для меня национализм есть – всегда – стремление возвысить и превознести все свойства, ценности и особенности одной ("своей") нации в ущерб и поношение всем прочим нациям и народам. Поэтому на мой взгляд национализм изначально заражен первородным грехом этнического высокомерия и стремления "покорять и повелевать".
Он по натуре своей агрессивен, опасен и несет в себе семена фашизма, в самой страшной его форме, - фашизма немецкого, нацизма (который и есть, по сути своей, диктатура националистов). Наверное, можно представить себе "хорошего" националиста, - человека, достаточно культурного и порядочного для того, чтобы в возвеличивании "своей" нации вовремя остановиться, не дать себе скатиться в шовинизм и ксенофобию, не дать ненависти и высокомерию возможности преодолеть патриотизм, то есть любовь к своему народу и к своей стране. Я, впрочем, таких "хороших" не встречал. Все они оказываются "бесноватыми" при ближайшем рассмотрении. "Поскребите любого националиста, и выглянет его основа – нацизм". Поэтому я с трудом представляю себе плодотворный союз с националистами. Разве что во время тотальной войны с общим беспощадным и жестоким врагом".