В России наступили террористические будни
Теракт в Домодедове и нарастающая террористическая активность на Северном Кавказе вынуждает экспертов искать причины такого развития событий и возможные меры по исправлению ситуации. Все чаще аналитики обращают внимание на непродуманную и ошибочную политику властей (как федеральных, так и региональных) в северокавказском регионе, а также на замалчивание или неадекватное освещение реальных событий на Юге России.
Ответственность политических властей
Журнал «Эксперт» в понедельничном номере в материале «Террор на российские деньги» фактически диагностирует несостоятельной федеральную политику на Северном Кавказе, констатируя, что «Стратегия "лояльность в обмен на деньги" на Северном Кавказе больше не работает». Отсутствие ответственности развращает и местных, и федеральных чиновников. Авторы статьи в «Эксперте» подчеркивают, что было бы ошибкой объяснять теракты только плохой работой милиции и ФСБ.
В связи с последними событиями аналитики все чаще высказывают претензии к представителям политической власти, а уже потом к к силовикам. Об этом же (в программе «Диалог: Причины и следствия») на канале РБК ТВ говорил член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко: «Вот это и называется политика, потому что там есть бандиты, конечно, но там есть некая пирамида оппозиции Там есть пирамида социального протеста, которая, между прочим, выражается в религиозной форме. И это не изобретение Северного Кавказа, это есть в Египте, в Иране, в Пакистане, в Афганистане, во Франции. Где угодно. И вот если власть серьезно заинтересована в том, чтобы чего-то сделать, то нужно там находить людей, систематически искать и разговаривать с этими людьми, потому что террористы, которые взрывают, это самая верхушка айсберга. Если уничтожать только ее и все остальное оставить, то так же все будет и дальше. И айсберг будет подрастать, и опять будут появляться террористы. Диалог. Необходимо искать, с кем говорить».
Террористы облюбовали Кабардино-Балкарию
С наступлением 2011 года главным поставщиком криминальных новостей террористического толка остается Кабардино-Балкарская республика (КБР). 2 фераля в Чегемском районе Кабардино-Балкарии были убиты четверо милиционеров, еще один госпитализирован с тяжелыми ранениями. В минувшую пятницу там был убит глава администрации одного из самых крупных районов республики – Чегемского – Михаил Мамбетов. Двумя неделями ранее в том же Чегемском районе боевики расстреляли охрану бывшего министра внутренних дел республики Хачима Шогенова.
В промежутке между этими преступлениями издание «Эксперт Юг» опубликовал интервью президента КБР Арсена Канокова, в котором он среди прочего утверждает, что рост террористической активности в республике был связан с ожиданием его переназначения на пост главы региона (состоялось в сентябре 2010 года). «Прежде всего, после моего переутверждения в должности президента количество терактов уменьшается», - в частности, сказал г-н Каноков в этом интервью.
Между тем, по данным министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева всего за минувший год в КБР число преступлений террористического характера, выросло в пять раз. И тот же «Эксперт Юг» отмечает, что «и после того, как в сентябре это переназначение Канокова состоялось, бандиты не успокоились – конец года принес череду громких убийств, совершенных по одному и тому же сценарию. В начале ноября на пороге собственного дома в Нальчике был убит финансовый директор ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» Юсуп Таукенов, 15 декабря точно так же был расстрелян муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев, а за три дня до Нового года – известный кабардинский этнограф, доктор исторических наук Аслан Ципинов. Наконец, произошло декабрьское убийство семерых охотников, приехавших в Кабардино-Балкарию из соседнего Ставропольского края».
События января свидетельствуют о том, что ни на какую положительную динамику рассчитывать не приходится. 2009-2010 годы выделяются и по количеству совершенных терактов, и по широкой географии преступлений. Совершенно очевидно, что наступивший 2011-й спокойным не станет. Теракт в Домодедово, увы, этот прогноз подтвердил.
Информационное агентство natpress.net отмечает, что власть практически ни каким образом не реагирует на наглые, вызывающие вылазки террористов. Во всем чувствуется ее растерянность, неуверенность, беспомощность и не желание предпринимать какие-то кардинальные шаги, чтобы попытаться выбраться из этой тяжелой ситуации. Чего стоит только новогоднее обращение Президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова к жителям республики, где он ни словом не обмолвился о происходящем в республике и не посчитал нужным хоть каким-то образом поддержать своих граждан, которые, как никогда нуждаются в этом сегодня.
Между тем, в самой республике уже выдвигают версию о том, что вчерашняя гибель милиционеров некоторым образом связана с убийством Михаила Мамбетова. К слову, преступления произошли на соседних улицах. По мнению одного из журналистов, работающих в республике, нападение на милиционеров могло быть совершено для того, чтобы отвлечь внимание от убийства главы района. Самого же г-на Мамбетова убрали, с целью завладения его бизнесом. Причем, есть версии, что на этот бизнес претендуют структуры, близкие к президенту республики. В республике вспоминают, что Мамбетов подвергался серьезному давлению со стороны Канокова. В свое время экс-мэру Москвы Юрию Лужкову приходилось даже заступаться за Михаила Мамбетова перед Арсеном Каноковым.
Разумеется, для подобных обвинений нужны более веские основания, чем мнение журналиста. Однако сам факт появления таких разговоров и предположений очень четко характеризует отношение жителей Кабардино-Балкарии к республиканским властям. При этом даже в самой республике, не говоря уж о Москве, граждане не получают объективной картины происходящего.
Истинных масштабов катастрофы мы еще не знаем
Как пишет журнал «Огонек», в открытую прессу попадают лишь разрозненные короткие заметки - столько-то убито, столько-то погибло. Эта скромная дозированная информация заслоняет очевидный факт: ситуацию на Северном Кавказе нельзя признать ни нормальной, ни управляемой.
Об этом с тревогой говорят в единственном центре, где с 2005 года ведется систематический учет и обработка всех данных о положении в регионе – лаборатории проблем Северного Кавказа Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН.
- Исследователи связывают статистическое уменьшение количества терактов в 2007-м с тем, что их просто перестали квалифицировать соответствующим образом, - поясняет Ирина Пащенко, заведующая лабораторией. - После внесения изменений в 205-ю статью Уголовного кодекса, для того чтобы признать преступное деяние терактом, правоохранительные органы и суд должны доказать, что оно было совершено "в целях воздействия на принятие решения органами власти". Доказать это чрезвычайно сложно. Поэтому теперь в подавляющем большинстве случаев подобные дела проходят как преступления по другим статьям - незаконные изготовление, приобретение или ношение оружия, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, применение насилия в отношении представителя власти и т.д.
Помимо таких, чисто юридических казусов, которые искажают реальную картину происходящего, зачастую данные об одном и том же происшествии, полученные из разных источников, разительным образом расходятся.
- Сегодня на юге очевидна общая тенденция расползания терроризма из прежде локальных очагов в доселе относительно спокойные регионы, - говорит в интервью «Огоньку» председатель Южного научного центра РАН академик Геннадий Матишов. - В Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, юго-восточную часть Ставропольского края и другие области. Именно с южного направления России исходят главные внутриполитические риски. Сюда в первую очередь должны быть направлены усилия власти.
- Сейчас мы сталкиваемся с тем, что насилие в данном регионе становится привычным инструментом решения всех проблем: начиная от бытовых и заканчивая вопросами политическими, - приводит слова Ирины Пащенко «Огонек». - Поэтому важно понять, какие объективные процессы, а также ошибки в деятельности властей повышают протестные настроения в России и, как следствие, провоцируют "уход в лес" новых людей. Такой системной работы до сих пор не проводилось. А без нее не обойтись...
Дозированная информация заслоняет очевидный факт: ситуацию на Северном Кавказе нельзя признать ни нормальной, ни управляемой
«Огонек»: По официальной информации Росстата, республики Северного Кавказа являются одними из самых благополучных регионов в России в сфере безопасности. В таблице отмечено количество преступлений в расчете на 100 тысяч жителей. Цифры предоставило МВД