Десантники «Справедливой России»
В последнее время оппозиция – как парламентская, так и внепарламентская – снова у всех на устах. Структурообразующие высказывания В.Суркова и, особенно, выступление президента Медведева, придавшее этим высказываниям, с одной стороны, фундаментальность, а с другой – целеполагание, вызвали у самой оппозиции нечто вроде истерики. Оппозиционные партии опять спросонья решили, что от них зависит судьба страны. Однако они забыли один момент: речь всё время идёт о конструктивной оппозиции. А что мы видим на нашем политическом поле? Как ведут себя игроки? Соблюдают ли правила игры?
Взять хотя бы «Справедливую Россию», которая давно запуталась в вопросах политического самоопределения. То она вторая партия власти, то лидер всех оппозиционных сил, то социализм собирается строить, то рыночную экономику, то сторонник курса президента и премьера, то безрассудный критик принципиальных решений в рамках этого курса. Однако сегодня важнее даже определить не цели, к которым – пусть только на словах, да и то противоречиво – стремятся справроссы, а методы, при помощи которых партия собирается нарастить своё влияние накануне думских выборов.
Миронов и Ко понимают, что устойчивого электората у них нет, и пытаются затянуть в зону своего влияния тех игроков, которые, пусть и потенциально, могут, во-первых, стать операторами в тех или иных слоях населения, а во-вторых – и это главное – смогут в нужное время создать информационные поводы, которые позволят справроссам фигурировать на глазах у изумлённого избирателя. Это принципиально важная позиция для «Справедливой России», так как собственных информповодов она практически не создаёт. По той простой причине, что у этой партии нет собственной рабочей повестки. Это либо отражённая повестка, вторичная по отношению к верховной власти, правительству и правящей партии, либо скандальная. То есть, выбор у партии невелик: либо критиканство, либо политическое хулиганство, более или менее приличное.
Вот в последнее время справроссы упорно пытаются сделать своим инструментом «Союз десантников России» – организацию столь же невнятную, сколь и опасную. Чего стоят заявления типа: «Завтра два миллиона нехилых физических лиц, в своё время защитивших Отечество с оружием в руках, сумеют объединиться и найдут силы, средства и методы для того, чтобы навсегда избавить Россию от этой напасти». Это весьма угрожающе звучащее высказывание – о «борьбе» с коррупцией. Прикрываясь вроде бы оправданными, с точки зрения профессиональной принадлежности, лозунгами с критикой армейской реформы и министра Сердюкова, «десантники» постоянно выставляют на первый план совсем другой лозунг: «Такая партия власти («Единая Россия») нам не нужна!». То есть, они используют давно известный принцип «матрёшки», когда для внутреннего пользования используются одни лозунги, а для внешнего – другие. И именно внешний периметр и готовность прилепить к своим знамёнам любые лозунги обеспечивает такого рода организациям предпродажную подготовку. Если они готовы выполнять политический заказ своих старших партнёров, то они получают взамен… И тут-то самое интересное. Что они могут получить? Наша новейшая политическая история даёт нам возможность смоделировать эту ситуацию.
Оппозиционная партия может предложить своим «инструментам» либо материальные ресурсы, либо обещания власти, но «завтра, когда мы придём к власти». Как правило, на этот счёт заключаются те или иные соглашения. Что касается материальных ресурсов, то здесь партия-заказчик, скорее всего, выполнит свои обещания, а то ведь можно и на неприятности нарваться от обманутого «инструмента», особенно такого, как СДР или включённых в «дело химкинского леса» ультранаци и антифа. Но вот в том, что касается власти? Это «бабушка надвое сказала». Того небольшого куска, на который может рассчитывать, например, «Справедливая Россия», ей самой не хватит, а ещё делиться с «десантниками», защитниками химкинского «леса» и другими протестантами? Вряд ли. И что мы тогда получим? Вот тут-то и надо говорить о тех методах, которые берут на вооружение справроссы, а также о том, чем нам всем отольются методы этих играющих с огнём политиков.
Фактически, Миронов и Ко создают коридор для проникновения в российское политическое пространство крайне опасных и неуправляемых «агентов», которые потом, брошенные справроссами, останутся болтаться в политике и будут вести свою, непредсказуемую игру. Как тут не вспомнить партию «Родина», которая за ручку ввела в политику ДПНИ, которое до сих пор болтается по улицам столицы, и не только. «Справедливая Россия», таким образом, готова выпустить из бутылки джина, а потом предоставит власти «счастливую» возможность загонять его обратно. Такого рода методы можно охарактеризовать, если мягко, как безответственные, а если более прямо, то как разрушительные для российской политики в целом. И о какой конструктивной, респектабельной оппозиции можно тогда говорить?
«Справедливая Россия» со своими «десантниками», с точки зрения метода, оказывается в одном ряду с внесистемной оппозицией, с которой, кстати, она и борется за влияние на «Союз десантников России», на защитников химкинского «леса» и тому подобные деструктивные, с точки зрения политики, организации. И внесистемщики, и справроссы ищут по всей России (но главное – в Москве) такие сообщества, которые, напомню, смогут создавать им более или менее легальные информационные поводы, к которым, в свою очередь, можно приклеить свой лейбл. И тех и других интересуют именно те сообщества, которые выступают «против» чего бы то ни было. Это значит, что в результате торговли к их протесту можно «приклеить» протест против власти, которая во всём виновата. Хуже то, что даже те сообщества, которые выступают «за», внесистемщики и справроссы перенастраивают «против». Не «за» безопасность журналистов, а «против» власти, якобы не обеспечивающей эту безопасность. Не «за» экологическую безопасность, а «против» власти или её институтов, которые якобы сознательно загрязняют окружающую среду. «Справедливая Россия» в этом смысле давно стала универсальным обманщиком. Она выводит людей искать решение их проблем, а приводит в окопы «борцов с режимом», в которых уж точно не решаются никакие проблемы.
Вывод, к которому мы неизбежно приходим, заключается в том, что Миронов и Ко могут не беспокоиться. Медведев и Сурков говорили не о них. Не о той оппозиции, которая паразитирует на власти с её рабочей повесткой и избирателях с их жизненными проблемами, а о той, которая готова работать на благо избирателя и в интересах государства. Пока же «Справедливая Россия» претендует на роль пылесоса всех деструктивных сил страны, и тем самым создаёт потенциальные проблемы государству и его институтам.