Запашок кремлевской туфли
Россия должна быть благодарна Ельцину и Путину. Действуя в рамках имперской традиции, трансформируя ростки свободы и патриотизма русского народа в лояльность к своей золотой кремлевской «папской» туфле, они упустили главное.
Без присмотра государева ока в частных офисах и на предприятиях выросло поколение собственников и управленцев, до сих пор политически инертное, но внутренне уже созревшее для реальной политической и гражданской активности. Это – поколение скрытых «протестантов», общего количества которых вполне достаточно для создания не замаранной распилами и соглашательством с Кремлем мобилизующей политической силы и новой повестки дня – построения национально-буржуазного будущего страны на основе социальной справедливости и форсированного развития личных свобод и демократии.
Таким уже недостаточно бросить кость потребительства, таких не успокоить постепенным выпусканием пара из котла «большого распила», таких не оболванить бессовестным парением над пожарами и нелепыми показушными автопробегами. В силу возраста и образования они давно уже ищут не горы «зеленых» и не девочек в сауне, а смысл существования и достойное качество жизни.
Давно оставили они и полудеревенские «Любэ» и «Чайф» вкупе с нафталиновыми Deep Purple и старушкой Тиной Тернер – в пользу сначала «протестантски» утонченного «Ленинграда», а затем изысканной буржуазной музыки типа лаунжа и хауса. А наиболее продвинутые бегают за культовым девичьим ВИА «Татьяна» и аутентичными исполнителями русского городского романса.
Это правда, что большинство относительно финансово независимых представителей «офисного планктона» и малого бизнеса, управленцев среднего звена и фрилансеров пока не верит в возможность перемен и готово покинуть Родину, руководствуясь словами известной песни: «Не надо мне вашей клеточки с золотым шестом, а надобно мне рощинки с зеленым листом».
Однако в российском социуме большинство погоды никогда не делало. В современных офисах точно так же, как в европейских кофейнях в пору буржуазных революций, есть лидеры общественного мнения с умными головами на плечах. Многие из них давно не смотрят телевизор: воротит от прорывающегося оттуда запаха папских туфель. Однако эти люди обладают современным сетевым мышлением и, как правило, имеют в своем окружении 15-20 коммуникаторов второго уровня и от сотни до миллиона собеседников в Сети (чего, кстати, вполне достаточного для реального политического действия). Несмотря на патриотическую пиар-риторику Кремля, у многих их них сформировалась ненависть к псевдоаристократам-олигархам – тем, кто заставил их сузить жизненную перспективу, превратиться из предпринимателей, инженеров и преподавателей технических вузов в лакействующих риэлтеров, брокеров и клерков, призванных служить не Отечеству, а той самой, с допетровских времен не менявшей внутренней кожи, туфле.
Можно посетовать, что, дескать, в эпоху постмодерна невозможно совершить то, что Европа пережила в позапрошлом – первой половине прошлого века. По сути, это главный довод тех, кто склоняется к эвакуации из России.
Однако, как любил в свое время говорить Михаил Горбачев, другой альтернативы у нас нет. Пусть лучше эвакуируются любители целовать папские туфли – обладатели многомиллиардных состояний и мелких душонок. Никакого толку от них ни для России, ни для ее народа не будет. А с управлением их активами во стократ лучше справятся их же топ-менеджеры и управленцы среднего звена. Об этом в мини-интервью с уверенностью говорят те из них, кто не замаран распилами и откатами.
Как известно, рост буржуазности в Европе находился в прямой зависимости от развития антипапских церковных реформ. Вполне закономерно, что и русская модернизация в значительной степени будет обусловлена «протестантским» (т.е., по сути дела, буржуазным) опытом. Ведь европейский протестантизм, как пишет историк философии Николай Гаврюшин, «вырос в борьбе за смысл религиозной жизни против теократического насилия, ханжеской схоластики и фарисейского благочестия».
Какая разница для свободных во Христе или без Него – теократическое это папство или бюрократическое?
Скорое политическое крушение владельцев кремлевской туфли и ее «целовальников» – в историческом отсутствии у них реальных дел во благо собственного народа.
Российский гражданин (т.е. горожанин по-древнерусски) более не готов пребывать в состоянии вечно сервирующего барский стол раба.
Кстати, через три месяца настанет год 150-летия отмены в России крепостного права. В связи с этим очень символично, что сегодня российский гражданин любого этноса, и в первую очередь великорусского, дозревает до осознанного выбора не только экономической и культурной, но и политической свободы.
Дальнейшая историческая перспектива полирования кремлевской туфли за счет жесточайшей эксплуатации русского народа и подавления его фундаментальных интересов представляется все менее реалистичной.