Игры патриотов
Какой Россия предстает перед отечественными и зарубежными геймерами
Минкомсвязи попросило у правительства РФ 500 млн. рублей на разработку шести серий военно-патриотических компьютерных игр. По мнению авторов проекта, только таким радикальным способом можно привить любовь к родине юным россиянам, а заодно и улучшить имидж страны в глазах зарубежных геймеров. Пока что ситуация далека от идеала: за границей Россия представлена в виде «империи зла» либо как страна непуганых медведей с балалайками наперевес. А отечественные разработчики эксплуатируют все те же стереотипы или же работают в весьма специфических жанрах. Эксперты убеждены: такой метод патриотического воспитания может оказаться очень эффективным, но это будет зависеть от подачи идеи и качества игр.
Российские парламентарии всерьез обеспокоились недостаточным уровнем патриотизма в молодежной среде. И решили его развивать с помощью компьютерных игр. Так, разработчикам планируется предоставлять определенные льготы. К тому же сейчас решается вопрос о создании шести серий игр, в той или иной мере затрагивающих военную тему. Общий бюджет проекта составит 720 млн. рублей: 220 млн. готовы выделить сами разработчики, а 500 млн. просят выдать из бюджетных средств. Если учитывать, что на создание одной только игры «Call of Duty: Modern Warfare 2» было потрачено около 100 млн. долларов, стоимость получается адекватная. Да и эффективность у такого орудия идеологической борьбы должна быть высокой. «Лучше всего, если игры будут совмещены с социальным взаимодействием других людей, например в виде приложений в социальных сетях, – пояснил психотерапевт Марк Сандомирский. – Игры нацелены на подростковый возраст, а до 16 лет человек наиболее внушаем».
По большому счету недостатка в военных играх Россия не испытывает. Например, в декабре 2008 году была выпущена игра «Принуждение к миру», рассказывающая о попытке реванша со стороны Михаила Саакашвили «при поддержке западных друзей. Не остался в стороне и блок НАТО, выдвинув Польшу в качестве своего представителя, а также Украина, предпринявшая блокаду Черноморского флота в Севастополе. Россия не смогла оставаться в стороне и нанесла ответный удар», говорится в описании игры. К играм, эксплуатирующим недавние военные события, можно отнести «Правду о девятой роте», выпущенную в 2006 году. Разработчики консультировались с ветеранами, участвовавшими в боях в январе 1988 года на высоте 3234 метра в Афганистане. Однако чаще всего российские разработчики обращаются к теме Великой Отечественной войны. Так, культовый статус во всем мире приобрела игра «Ил-2 Штурмовик». Тему ВОВ обыгрывает тактическая стратегия «В тылу врага». Она поделена на три «кампании» – войска СССР, вермахта и союзников должны выполнить определенные боевые задачи.
Бряцанье виртуальным оружием – вот и все, что России пока что остается. Для того чтобы попробовать разрабатывать иные жанры, не хватает ни денег, ни опыта, ни достаточных оснований. «Индустрия перенасыщена хорошими играми, так что конкурировать мы можем, пожалуй, только в военных симуляторах. Многие российские программисты работали раньше на «оборонку», разрабатывали симуляторы для армии, а сейчас просто используют свои навыки в коммерческих целях, – рассказал главный редактор журнала «Страна игр» Константин Говорун. – Иностранным геймерам симуляторы российских самолетов очень интересны, но зарубежным разработчикам игр сложно получить документацию по нашей военной технике, а россиянам наша «оборонка» идет навстречу».
Тематику Великой Отечественной войны мы используем потому, что более ранние наши войны не так известны за рубежом, считают эксперты. «Наверное, за исключением наполеоновской войны, но этой темой плотно занимаются разработчики из Англии, мы им не конкуренты, – пояснил г-н Говорун. – Пристрастие к милитаристской тематике объясняется имиджем России: все знают, что у нас хорошая военная техника. Можно, конечно, использовать и другие национальные элементы, например сделать гонки на «Жигулях», но вряд ли это добавило бы очков имиджу страны». Тем не менее ряд депутатов Госдумы ранее отмечали, что появление игр об отечественном автопроме вероятно и желательно.
Впрочем, репутация России в глазах иностранных геймеров уже подмочена. По крайней мере, если судить по тому, какой наша страна изображается в зарубежных играх. Например, в немецкой «бродилке» «Ulitsa Dimitrova», которая стала призером на Фестивале независимых игр в этом году. Игра выполнена в стиле детского рисунка шариковой ручкой на бумаге в клетку. Там рассказывается история семилетнего бездомного Петра из Санкт-Петербурга, страдающего от никотиновой зависимости. Он все время ворует, попрошайничает, навещает свою мать-проститутку – и все, чтобы добыть сигареты. При этом в питерских палатках поразительно скудный ассортимент: водка, клей, резиновые женщины, газета «Правда» и носки. Когда Петр проигрывает, он ложится на мостовую и умирает от холода.
Поиски сигарет в промозглом Питере – еще цветочки по сравнению с остальными зарубежными играми про Россию. Так, скандальную известность приобрела игра «Call of Duty: Modern Warfare 2», в которой геймеру предлагалось расстрелять мирных пассажиров аэропорта «Шереметьево». Несмотря на то что в российском релизе этот эпизод вырезан, игру все равно было предложено приравнять к экстремистским материалам. В симуляторе «Sniper Elite» игрок-снайпер должен массово отстреливать советских солдат в Берлине 1945 года. Солдаты якобы собирались похитить наработки немцев по ядерному оружию, а снайпер-американец таким образом спасает мир от катастрофы. Стратегия «World in Conflict» повествует о временах перестройки, когда СССР нападает на США и войска НАТО в Европе, что и должен предотвратить игрок. Тот же сюжет, но в наши нефтедолларовые дни обыгрывается в «Endwar».
Запретить выпуск такого рода игр за рубежом российские власти, понятно, не в силах. Да и наложить табу на их ввоз в нашу страну пока не могут. Впрочем, сейчас в Госдуме обсуждается возможность создания специального экспертного совета, который будет отсекать излишне жестокие или непатриотичные игры. «Комиссию планируется сделать независимой, но надо решить, как не пустить туда всякого рода лоббистов, – пояснил член комитета Госдумы по делам молодежи Павел Зырянов. – Комиссия должна опираться на следующие критерии: соблюдение интересов России, пресечение попыток искажения исторических фактов, если фальсификация дискредитирует страну, а также прививание любви к родине». Однако эксперты скептически отнеслись к такой инициативе. «За рубежом негосударственные организации присуждают возрастные рейтинги игре, но на патриотичность ее не оценивают, – пояснил Константин Говорун. – В России нет единой системы рейтингов, а те ограничительные значки, что есть, родители игнорируют. Так, недавно одна дама купила игру «GTA San Andreas» (игрок гоняет по городу на машине, игнорируя Правила дорожного движения, да и вообще все законы) маленькому ребенку, потому что подумала, что она про святого Андрея. На приставках и в компьютерах есть системы ограничения доступа, но этим тоже никто не пользуется. Если комиссия будет отслеживать каждую игру, к потребителю она дойдет через несколько месяцев, когда совсем устареет. К тому же такая комиссия просто бесполезна с учетом развития онлайн-игр».
Эксперты в шутку предлагают эксплуатировать и другие российские козыри, сделав игру про балет (как тут не вспомнить Юрия Визбора: «А также в области балета мы впереди планеты всей») или симулятор игры на балалайке. Однако в каждой шутке есть только доля шутки: по мотивам русской классики игры уже появились. Первым под раздачу попал Александр Сергеевич. В сентябре прошлого года была выпущена игра «Евгений Онегин», в которой все персонажи изображены в стиле анимэ: большие глаза, волосы яркого цвета и необычные костюмы, больше подходящие обитателю космического корабля. Начало сюжета ничем не отличается от оригинала: «молодой повеса» действительно «летит в пыли на почтовых» к «дяде самых честных правил». Однако по прибытии в фамильное имение он выясняет, что в округе шастают зомби, выращенные любителем расчленять лягушек Базаровым. Нежить в игре предлагается истребить на пару с невесть откуда взявшимся Чацким.
Также на днях стало известно о любопытной инициативе ульяновских чиновников: они планируют создать игру по мотивам «Обломова» Ивана Гончарова. Судя по тому, что идея принадлежит лицам официальным, отступления от оригинала вряд ли будут. «Строгое следование канону – отличительная особенность «игроизации» классики в России, – рассказал руководитель студии, разработавшей «Онегина», Александр Щербаков. – У нас любое отступление от сюжета означает, что автор оригинала будет вертеться в гробу, а автор игры – гореть в аду. У нас могут назвать игру о тренировке средневековых солдат в казармах «Война и мир», но только для того, чтобы она продавалась лучше. Между тем за рубежом довольно спокойно относятся к необычным интерпретациям литературы. Так, всемирную популярность приобрела игра «American McGee’s Alice», где кэрролловская Алиса бегала по Стране чудес, кромсая каждого встречного ножом. В Японии не раз измывались над классикой, сделав комикс по «Преступлению и наказанию», «Графу Монте-Кристо» или по биографии Пушкина под названием «Бронзовый ангел». Чехи несколько лет назад сделали игру под названием «Морозко», правда, большой популярности она не приобрела».