Политические ископаемые

Прошедшее на днях заседание Государственного Совета оказалось крайне интересным не только для экспертного сообщества, но и для самого широкого круга людей, интересующихся отечественной политикой. А все потому, что заседание было посвящено вопросам развития политической системы в стране, пожалуй, самой актуальной теме на сегодняшний день. Именно на критике политического устройства России строится практически любой оппозиционный дискурс.
Фактически, власть пригласила лидеров оппозиции для обсуждения существующих проблем во внутренней политике, дала возможность обсудить в рамках ГосСовета те вопросы, которые служат традиционным источником их недовольства, найти совместно решение для преодоления проблем. Сделала шаг навстречу. Были приглашены даже представители непарламентских либеральных партий. И знаменательно, что одним из главных итогов мероприятия стал тот факт, что оппозиция продемонстрировала свою полную импотенцию. А её лидеры смотрелись на фоне руководства страны, единоросов и губернаторов, как ископаемые. Было видно, что часто они вообще не понимают, о чем идет речь. Представители законодательной власти оказались категорически неспособны вести диалог на хоть сколько-нибудь серьезном уровне.
Одни выдвигают претензии, что на практике политическая система не в полной мере отражает букву закона прописанного в Конституции, а других не устраивает сама Конституция. Разнообразие трактовок основных политических идеологем демократии оставляют возможности для любого полета мыслей оппозиционных политиков. И конечно это всегда заканчивается тем, что политическая система страны признается неудовлетворительной, и виноватой в этом оказывается власть.
Либералы и коммунисты хорошо научились привязывать к особенностям политического устройства любые вопросы, от международной политики до проблем ЖКХ. Как тот студент, который на любой вопрос по зоологии отвечал про блох, которые водились бы в шерсти, так и оппозиция любит все вопросы сводить к любимой теме. Шаблоны заготовлены давно и заранее: «Вот если бы не отменили выборы губернаторов, то губернатор бы отвечал перед своими избирателями…», далее следует комментарий на актуальную тему. Например: «…тогда аварии на Саяно-Шушенской ГЭС не произошло бы», или «…тогда пожара в клубе «Хромая Лошадь» не случилось». Нужное вставить.
Подобная демагогия не просто не задает формата для дискуссий, но, напротив, уводит нас от обсуждения реальных вопросов, связанных с динамикой процессов, происходящих в политсистеме страны. За пустыми словесными излияниями по поводу того, «как было бы если», теряется картина того как есть на самом деле. А оппозиционеры, живущие каждый в своем сладком мире грез об идеальном устройстве общества, своим вниманием презренную реальность не удостаивают.
Посвятив заседание ГосСовета этой животрепещущей теме, власть совершила попытку вернуть нас всех к действительности, поднять круг вопросов, которые реально составляют текущую повестку дня. И правда в очередной раз вскрылась, оппозиция оказалась совершенно не готова к обсуждению таких тем. Что Жириновский, который нес привычную околесицу, отпуская свои набившие оскомину остроты. Что Зюганов, который мучительно пытался выдавить из себя нечто такое, чтобы не распугать своих избирателей, пропихивая радикальное либертарианство в красно-коричневой упаковке. Они предсказуемы до мелочей, все застряли в наивной политике 90-х годов, и не имеют уже сил оттуда выбраться. Впрочем, и желания тоже. И это хорошо заметно.
Они совершенно не понимали, зачем их пригласили на это заседание, чего от них хотят. Конечно, не стоит упускать возможность лишний раз показаться в телевизоре, поэтому нужно что-то сказать. Что-то такое из чего пару удачных фраз, глядишь, и пустят в эфир. Жириновский сострит, Зюганов поноет, Миронов пробормочет пустую банальность. Дело сделано. А темы, которые обсуждаются? Кому они нужны?
В оппозиции хорошо, и никуда из оппозиции уходить не нужно. Зюганов это давно уже понял, ещё тогда, когда сознательно завалил свою президентскую компанию в 96-м. Он мог победить, он мог побороться, мог попытаться оспорить результаты. Но это была бы огромная ответственность, и брать её на себя было глупо. Один подбор президентской команды чего стоит. Нет уж, проще быть руководителем самой большой фракции в парламенте.
С тех пор прошло уже много лет, фракция давно перестала быть самой большой, пришлось сократить её за счет идейных, ну не за счет «кошельков» же? Красный пояс растворился, губернаторы-коммунисты быстро поняли, что с КПРФ каши не сваришь, и сняли партийные значки. Старые советские управленцы совсем состарились и уже не составляют актив КПРФ, теперь в партии больше нет профессиональных кадров. Зюганов совсем успокоился. Его теперь интересует только одно, поддерживать КПРФ на плаву и собирать свои 16-18% в Государственную Думу. Только на это партия и работает.
Тоже самое можно сказать и об ЛДПР. Амбиции её лидера, наоборот, очень высокие, а возможности минимальные. Он понял, что Президентом ему не быть, а на меньшее он не согласен. ЛДПР, это частный бизнес Жириновского, нужно чтобы он работал. Не более того.
Со «Справедливой Россией» все ещё проще. Партия явно не удалась, черная дыра, которая засасывает деньги, политиков и мелкие политические партии. Самый верный способ исчезнуть, это вступить с этой «партией» во взаимодействие. Придумать, как её снова реанимировать, кого бы ещё поглотить, Миронов сам лично не способен. Он просто ждет указаний, готов сделать все, как скажут. Распустить, значит, распустить, слиться с «обществом собаководов» - пожалуйста! Вступить в союз с Партией Любителей Пива – нет проблем!
Что касается непарламентских либеральных партий, так с ними все ещё хуже. Их могли и вовсе не приглашать на заседание, но власть пошла на встречу и им. Бесконечные жалобы и нытье в либеральных СМИ, о том, как их единомышленников зажимают в политике и как много у них конструктивных идей и ярких профессионалов, которые могли бы помочь власти в обустройстве государства, уже порядком достали всех. И политическим неудачникам в очередной раз авансом была предоставлена трибуна. Казалось бы, что может быть круче? Если у вас есть предложения, самое время их озвучить. Но нет, лидеры правых предпочли игнорировать ГосСовет и прислали вместо себя своих никому не известных представителей. Для галочки. Может быть, либералов все в отечественной политике устраивает? Так в чем же смысл их претензий? Какова аудитория их оппозиционного словоблудия, если до первых лиц государства они не посчитали нужным донести свои мысли?
Может быть, либералы побоялись, что на фоне «парламентской оппозиции» они не будут ничем выделяться? Будут выглядеть так же нелепо, как старые думские мастодонты, которые смотрелись чистым анахронизмом на фоне руководства страны и губернаторов, членов ЕР? Легко промывать мозги аудитории оппозиционных радиостанций, про то, какие тупые чиновники, какие андроиды собрались вокруг власти. Как якобы представители власти боятся диалога. И вот - дискуссия на самые животрепещущие политические темы и на самом высшем уровне. И либералы стушевались. Просто в силу того, что знают, что ничего за душой у них, кроме пустопорожней демагогии, нет.
«Зачем позвали-то?», - тоскливо вопрошают глаза политических лидеров думских фракций. «Мы пожилые больные люди. Нам к выборам готовиться надо. Вон у вас есть «Единая Россия», с ними и решайте вопросы устройства своей политической системы».
В том и беда. Оппозиционные партии категорически не хотят и не способны что-либо делать. Единственной партией, которая занимается чем-то, кроме выборов является партия власти. Об этом собственно и говорил Медведев в своем выступлении, когда упрекнул оппозиционные политические партии в чрезвычайно низкой активности в деятельности в регионах.
«…коммунистов среди депутатов местного самоуправления не более двух процентов, а представителей «Справедливой России» – один процент, либеральных демократов тоже один процент, менее процента даже.
Такая ситуация просто удивительна, она говорит о том, что наши партии, прежде всего оппозиционные партии, очень слабо работают на муниципальном уровне и что реальная политическая конкуренция там практически отсутствует»
Сами партии не желают участвовать в управлении на местах. Они взвалили все на «Единую Россию». Что правда не мешает оппозиции костерить её за то, что она контролирует местную власть. А как же может быть иначе, ведь сами они работать не способны.
Фактически, упреки «Единой России» заключаются в том, что это единственная политическая партия в России. Она сейчас одна, таков печальный итог ГосСовета. Только в ЕР, при всех её недостатках, сосредоточились более-менее ответственные, хотя и не всегда яркие политики. Только с ЕР власть может вести диалог, и только на ЕР можно рассчитывать, если понадобится осуществлять масштабные преобразования. Думаю, что такое положение отнюдь не благоприятно для системы в целом.
Медведев явно недоволен таким положением, но его призыв к оппозиции хоть как-то собраться и попытаться стать полноценными политическими партиями, очевидно, не будет услышан. По крайней мере, пока этими партиями руководят давно уже выработавшиеся политики, просто не способные понять современную политическую обстановку.