Оптимистичный «Уралхим»
По данным из источников, близких к руководству компании «Уралхим», его владелец Дмитрий Мазепин уже вторую неделю не выходит на связь с компанией, в том числе с генеральным директором Дмитрием Осиповым. Именно этим объясняется неожиданное решение «Уралхима» выйти до конца года на IPO, отмечает источник. «Как объяснить дробление акций на «Азоте» (Березниковский «Азот», Пермская область - прим.ред.) мы не знали, дозвониться до него (до Дмитрия Мазепина – прим.ред.) невозможно, пришлось вытащить эту историю об IPO», - сказал он. Впрочем, не все опрошенные нами эксперты склонны считать, что заявление об IPO всего лишь неудачный пиар «Уралхима».
Как сообщила пресс-служба компании, акционеры березниковского ОАО "Азот" на внеочередном собрании 17 августа рассмотрят вопрос о дроблении обыкновенных акций компании с коэффициентом 1 к 100, в результате их номинальная стоимость будет снижена с 1 рубля до 0,01 рубля. Это необходимо, поясняет пресс-служба, чтобы впоследствии произвести обмен акций «Азота» на акции материнской компании. Затем, как объясняют в «Уралхиме», переход на единую акцию пройдут все предприятия с тем, чтобы до конца года холдинг вышел на IPO.
RBC-Daily в этой связи замечает: «чем вызвана необходимость перехода предприятий «Уралхима» на единую акцию, не совсем понятно, ведь и в «Азоте», и в КЧХК холдингу принадлежит по 100% акций».
При этом издание напоминает, что провести IPO «Уралхим» собирался еще в прошлом году. Совет директоров холдинга даже одобрил в качестве андеррайтеров Citigroup, UBS и Renaissance. «Планировалось, что инвесторам будет предложено до 31% акций «Уралхима», однако из-за кризиса эти планы не были реализованы. При этом в ходе подготовки к IPO «Уралхим» в прошлом году вовсе не заявлял о необходимости перевода своих заводов на единую акцию», - отмечает RBC-Daily.
Опрошенные нами аналитики рынка практически в один голос заявили, что минимум в ближайшие 1-2 года компаниям агрохимического сектора не стоит рассчитывать на возможность удачного выхода на IPO, и в самом «Уралхиме» это понимают лучше остальных.
Кроме того, нежелание «Уралхима» выкупать долю миноритариев на ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (Воскресенск, Московская область) косвенно указывает на то, что IPO – лишь ширма для некой притворной сделки. Впрочем, возможно, ОАО «ВМУ» вовсе не планируется выводить на IPO в составе холдинга, и в этом случае находит свое подтверждение информация о банкротстве завода. Вариант повторной оферты акций у миноритария «Шейдс оф Сайпрус» (24% ОАО «ВМУ»), от чего «Уралхим» до сих пор уклонялся, вероятнее всего, не пройдет также. Стоимость акций ОАО «ВМУ» за это время упала более чем на 2/3, и продавать акции предприятия по текущей стоимости миноритарий вряд ли станет.
На вопрос, чем же может быть на самом деле мотивировано дробление акций березниковского «Азота», оценки экспертов разошлись. Наиболее вероятны, по их мнению, две версии. Первая - техническая: процедура дробления акций даст компании передышку в полгода-год по тем кредитам, под которые заложены акции «Азота». Во время проведения операции акции завода гарантированы от неожиданного аукциона со стороны кредитора, если тот усомнится в платежеспособности заемщика. Согласно условиям кредитного договора, банк вправе даже не спрашивать мнения заемщика на этот счет. Сделка с дроблением вполне может быть уже согласована с банками-кредиторами, полагают эксперты, однако если банки ее одобрят, это может создать им дополнительные риски, и в первую очередь, риски связаны с неопределенностью сроков данной процедуры. Формально крупнейшим кредитором ОАО «Азот» (Березники) является банк ВТБ (сумма кредита - 65 млн.долларов). Но под залог 92,6% акций «Азота» также взят кредит у Сбербанка РФ на сумму 700 млн долларов.
Версия вторая – попытка обнадежить кредиторов сверхоптимистичным заявлением о планах выхода на IPO. И здесь, как полагают эксперты, скорее надо ждать обратной реакции: на фоне кризиса подобные заявления выглядят, как минимум, странно.
Что же касается информации о том, что мажоритарный акционер самоустранился от принятия ключевых решений по текущей деятельности холдинга, то эксперты категорически отвергают эту информацию. По их мнению, Дмитрий Мазепин всегда жестко контролировал все действия менеджмента, включая решения на уровне конкретных предприятий. Впрочем, добавляют они, если подтверждение этой информации найдут кредиторы, то банкротство холдинга может начаться уже завтра.