«Волчок» и «Кошечка»
Триумф «новой драмы» состоялся на фестивале «Кинотавр»
В Сочи завершил свою работу открытый российский фестиваль «Кинотавр». Большое жюри во главе с продюсером Сергеем Сельяновым раздало призы. В основном решение судей показалось верным. Хотя без спорных моментов тоже не обошлось.
Абсолютным лидером по числу полученных наград стала дебютная картина Василия Сигарева «Волчок». Лента взяла Гран-при фестиваля, Василий Сигарев удостоен приза им. Григория Горина «За лучший сценарий», актриса Яна Троянова стала победительницей в категории «За лучшую женскую роль». Сигарев — настоящее открытие «Кинотавра»: показа его картины ждали все, премьера прошла успешно и первый блин не получился комом. И хорошо, что Сигарев не стал экранизировать свой знаменитый «Пластилин» и настоял на том, чтобы никто, кроме него, «Волчка» не снимал.
Еще один представитель «новой драмы», который сам пишет тексты и сам их экранизирует, — Иван Вырыпаев. В Сочи со своей новой лентой Kislorod он получил награду «За режиссуру». Кроме того, приз им. Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» завоевала команда из трех композиторов: Айдара Гайнуллина, Андрея Самсонова и Сергея Ефременко. Музыка в фильме Вырыпаева принципиально важна, ведь структура фильма похожа на музыкальный альбом, состоящий из десяти песен-историй и двух бонус-треков.
Что бывает нечасто, мнение критиков совпало с мнением жюри. Гильдия киноведов и кинокритиков свою награду «Белый слон» вручила двум работам — «Волчку» и ленте Kislorod. Таким образом, на «Кинотавре» случился самый настоящий триумф «новой драмы». Абсолютную победу одержали работы тех авторов, которые готовы говорить со зрителем новым языком, выходить за рамки привычных форм. Кого-то это радует, кого-то возмущает, кто-то пока не готов назвать эти работы фильмами в чистом виде. Но нельзя отрицать тот факт, что у нас появилось новое поколение режиссеров.
В принципе Kislorod мог бы взять еще одну награду — Андрею Найденову можно было бы вручить приз «За лучшую операторскую работу»: в картине сочетается разная манера съемки, разные приемы, создана атмосфера кислорода. Но судьи выбрали Дмитрия Яшонкова — оператора фильма Игоря Волошина «Я». Пожалуй, такое решение жюри тоже никого не расстроило. Зато сильное недоумение вызвало вручение награды «За лучшую мужскую роль» Борису Каморзину, сыгравшему у Николая Хомерики в «Сказке про темноту». Все полагали, что награду получит Сергей Дрейден, который был объективно лучшим со своим странным героем в картине Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь». Когда со сцены прозвучало имя победителя, публика стала сначала судорожно вспоминать, кого он играл, а затем удивляться, почему именно за эту роль. Но, наверное, судьям запомнился финальный кадр фильма, где герой Каморзина посылает главную героиню куда подальше.
По поводу награды в аналогичной женской категории удивление было не столь велико, но все же многие ожидали, что приз вручат Светлане Крючковой, которая виртуозно играет бабушку в картине «Похороните меня за плинтусом». Но жюри предпочло не идти по пути поощрения привычного академизма и на первый план вывело молодых. Предположить такое можно было, особенно если учесть, что председатель судейской коллегии Сергей Сельянов славится своим пристрастием к весьма неординарным работам.
Пожалуй, неординарным можно назвать и фильм, закрывший «Кинотавр». Это картина Григория Константинопольского «Кошечка». Композиция смотра закольцевалась: он открылся альманахом «Короткое замыкание» и завершился тоже альманахом. «Кошечка» состоит из четырех новелл: «Бешеная балерина», «Брак по расчету», «Странный сон», «Кошечка, или от автора». Каждая новелла — история одного человека, сыгранная одним актером в форме монолога. В каждой из новелл играют Михаил Ефремов, Александр Стриженов, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин. Все актеры предстают в непривычных для нас образах. Ефремов играет постаревшую и никому не нужную балерину, Стриженов разговаривает с нами как жених-бизнесмен, Сухоруков облачился в детский чепец и превратился в годовалого ребенка, а Стычкин создал образ творца, который поймал за хвост свою музу. К слову о творцах и художниках, титры в фильме решены как фигурки театра марионеток, равно как и герои — своего рода марионетки в чьих-то умелых руках. В картине много юмора, при всей простоте много метафор, но главное — она позволяет артистам полностью показать свое мастерство. И, пожалуй, последнее, но немаловажное обстоятельство — бюджет фильма составил всего 50 тыс. долл., а снимался он в течение пяти дней. Во время кризиса это прямое доказательство тому, что хорошие ленты можно снимать и с малыми средствами.