Прекрасен наш союз?
Жизнь в гражданском браке может обернуться серьезными юридическими проблемами
По данным социологов, порядка 15% от всех браков в России не зарегистрированы в ЗАГСе, и их число растет год от года. Однако хоть сожительство не является незаконным, у гражданских жен и мужей прав едва ли не меньше, чем у нелегальных мигрантов. Выясняется это, правда, в самый неподходящий и часто печальный момент: при разделе имущества после долгих лет совместной жизни, оформлении наследства или алиментов на ребенка.
Эксперты рекомендуют романтикам «протереть розовые очки» и трезво оценить, на что можно, а на что нельзя претендовать в случае развода незарегистрированной пары.
Жену убитого майором Евсюковым таксиста Сергея Евтеева Юлию пытаются выселить из квартиры родственники погибшего. Дело в том, что их брак не был зарегистрирован официально. Мало того, ни на какую компенсацию от государства она претендовать не может. «Сестра Сергея уже признана потерпевшей, а по российскому законодательству может быть только один потерпевший из числа близких родственников, – разъяснил юридическую коллизию адвокат Юлии Игорь Трунов. – Эта правовая норма периодически принимает весьма щекотливый оборот: погиб ребенок, остались родители. Кто страдает из-за потери больше – мама или папа? Когда речь заходит об уголовном законодательстве, в частности о связи между признанием потерпевшей и возмещении вреда, наше законодательство полно пробелов. Определения, с какого момента сожительство можно считать фактическим браком, нет, степень близости гражданского супруга не определена, а решение по каждому конкретному случаю принимается исходя из какой-то прихоти».
Жительница подмосковных Мытищ Татьяна Уфимцева могла бы праздновать десятилетие семейной жизни. Но вместо этого она пытается отвоевать хотя бы часть квартиры. «Несколько лет мы с Лешей снимали жилье, копили на свое собственное. Тогда же собирались и пожениться, – рассказала Татьяна. – Купили «однушку» по большей части на мои деньги, оформили ее на моего гражданского мужа. Но в один прекрасный день он заявил мне о том, что любовь прошла и что я должна готовиться к тому, чтобы покинуть помещение».
По закону, когда недвижимость приобретается лицами, в законном браке не состоявшими, собственником считается тот, кто указан покупателем в договоре и на чье имя выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру. Если гражданский супруг в этих документах не фигурирует, то и претендовать ни на что он не может. Исключение – если только он сможет доказать, что квартира была куплена на общие деньги. «Сделать это нереально. Ну какие могут быть расписки у любящих друг друга людей, думала я тогда, – сокрушается Татьяна Уфимцева. – Сейчас пытаюсь воззвать к его совести, но пока безуспешно».
Я тебя породил...
Впрочем, по словам экспертов, фраза «Где деньги, Зин?» все же не так часто звучит при разрыве юридически неоформленного союза, как другая: «Я тебя породил...» Формально дети, родившиеся в незарегистрированном браке, защищены законом как минимум до совершеннолетия. Алименты им полагаются точно такие же, как если бы они были рождены в «законной» семье. Но это произойдет только при условии, что фамилия отца была вписана в свидетельство о рождении. В противном случае молодой маме придется устанавливать отцовство через суд. А это значит, что нужно потратить не только время (порой достаточно длительное), но и солидные деньги – судебно-генетическую экспертизу по закону оплачивает ее инициатор.
«Кроме того, есть еще одна трудность, – рассказывает Игорь Трунов. – Как заставить мужчину установить отцовство? Не захочет он проводить экспертизу, начнет уклоняться, и с этим ничего нельзя поделать – санкций никаких нет». И хорошо еще, если дама четко понимает свои права и обязанности. Увы, отмечают юристы, россияне зачастую оказываются столь юридически безграмотными, что их бывшие вторые половинки могут вести себя так, как им удобно.
Жительница Уфы Далида Зарина в 18 лет закрутила бурный роман с одногруппником, и через полгода молодые люди стали жить вместе. Через полтора года Далида сообщила гражданскому мужу приятную новость: у них будет ребенок. Юноша известие воспринял прохладно, но аборт делать запретил. К шестому месяцу беременности отношения все больше напоминали американские горки: периоды горячих признаний в любви сменялись ссорами и скандалами. За несколько недель до родов будущий отец решил окончательно порвать с Далидой. В графе «отец ребенка» в свидетельстве о рождении маленькой Зайнаб девушка попросила поставить прочерк. «Когда малышке исполнилось полгода, Ильяс решил к нам вернуться, – говорит Далида. – Впрочем, счастье было недолгим: уже через три года он просто выставил нас за дверь: квартира-то его. Но проблема в том, что за это время мои родители помогли нам отремонтировать квартиру, купили стиральную машину, холодильник. Когда я заикнулась хоть о каких-то алиментах, «благоверный» послал меня куда подальше, пообещав «устроить веселую жизнь», если что. Теоретически я могла бы добиться возврата хотя бы техники, но брак мы так и не зарегистрировали, а доказательств, что это было куплено фактически на мои деньги, у меня нет».
Гражданка, смиритесь
Женщина или мужчина, живущие в незарегистрированном браке, в случае разрыва отношений не могут претендовать практически ни на что, убеждены эксперты. Законодательство просто не поспевает за социальными тенденциями. «Если нет завещания, а россияне последнюю волю изъявлять не спешат, и если нет штампа в паспорте, то максимум, на что может рассчитывать гражданская жена или муж с детьми при разрыве, – на выплату алиментов, – продолжает Игорь Трунов. – В гражданском законодательстве можно доказать, что брак являлся фактическим, но это отдельный процесс со сбором кучи документов. Если овчинка стоит выделки, то есть если речь идет о наследственных делах, разделе имущества, то стоит побегать за подтверждением. Увы, россияне не заботятся о сборе нужных бумажек, совместно оплачиваемых счетов, чеков за ремонт».
Начать собирать необходимые документы на всякий случай стоит уже сейчас. По мнению экспертов, рост числа незарегистрированных браков – печальная, но неумолимая тенденция, которая связана с кризисом института семьи. «Современные молодожены постепенно становятся «староженами»: если раньше у нас возраст вступления в брак был 20–22 года для женщин и 22–24 – для мужчин, а в Европе – 26–28 лет, то в России сейчас планка поднялась до 25–26 лет, а в европейских странах – до 28–30 лет, – пояснил заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Анатолий Антонов. – Как правило, люди сначала стремятся обеспечить достаточный материальный фундамент, а потом уже обзаводиться семьей. С одной стороны, все это неплохо. Но проблема в том, что все чаще эта мысль оказывается неким оправданием человеческого эгоизма. Институт семьи сейчас дискредитировал себя в глазах россиян, они не видят позитивного примера, а только пропаганду потребительского образа жизни в одиночку. Кроме того, у нас осталось еще много инфантильных мужчин, этаких советских иждивенцев, которые не готовы взять на себя ответственность хоть за что-то».
Психологи отмечают, что причины сложившейся ситуации кроются еще и в изменении менталитета россиян. «Традиционный зарегистрированный брак был характерен для индустриального общества, а еще больше – для аграрного, – заявил психотерапевт Павел Пономарев. – Информационное общество, напротив, находит стабильность в мобильности и гибкости. Для людей гражданский брак привлекателен возможностью в любой момент из него выйти, не потеряв слишком много. Кроме того, стоит отметить и «протестную» составляющую таких союзов. Многие представители молодого поколения выросли в семьях, которые таковыми не являлись. Допустим, отец пьет, а мать не желает разводиться, потому как «ребенку нужен папа». Таким образом, насмотревшись на страдания близких, пара не желает повторять их ошибок».
Гражданский брак является одной из самых конфликтных форм союза, убеждены эксперты. Это обусловлено тем, что причины регистрации брака у мужчин и у женщин различны, и ждут они от свадьбы совершенно разного. Женщины – статуса замужней дамы, мужчины – идеального брачного партнера, считает социолог Антонов. Мотивация же одинакова – страх остаться у разбитого корыта. А современное отечественное законодательство, несмотря на конституционно прописанное равноправие полов, пока находится на стороне сильной половины.