Никита Михалков вернулся любить и карать
Он вновь избран председателем Союза кинематографистов России
30 марта состоялся первый этап внеочередного чрезвычайного съезда Союза кинематографистов России (СКР), созванного Никитой Михалковым. Основной повесткой обсуждения стали отчет о деятельности СКР и выборы председателя и нового правления союза. На пост главы СКР был выбран Никита Михалков.
Михалков поблагодарил поддержавших его коллег: "Я не шутил, когда сегодня в самом начале привел фразу «Есть такая профессия - родину защищать». Когда мы что-то делаем с любовью и предлагаем человеку обрести вектор, по которому можно жить, - разве это не защита родины? Я благодарен вам за доверие, и я безмерно благодарен вам за то, что вы доказали: мы не позволим называть подавляющим большинством тех, кто им не является".
В новый состав правления председатель активно лоббировал молодых. Это в первую очередь ранее исполнявший обязанности председателя СКР Михаил Пореченков и "лидер среди молодого поколения" Федор Бондарчук, которому, правда, для этого еще предстоит вступить в союз.
Победа Михалкова со счетом 1932 за и 171 против выглядела однозначной и беспрекословной.
Своих недавних оппонентов в чей адрес, в частности он завяил следующее "Мы не дали возможности неправомерно засвистеть, затоптать, уничтожить, и быстро построить в мутной воде свое светлое будущее - это огромная победа", к руководству СКР Михалков предложил не допускать в течение трех лет. На заявление одного из тех, кого слова Михалкова касаются в первую очередь (президента Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена), о том, что согласно уставу СКР президенты гильдий должны автоматически входить в правление, Михалков ответил, что изменения будут внесены и в сам устав.
Ранее Михалков заявлял о том, что не собирается снова выдвигаться на пост председателя СКР. Однако по ходу проведения съезда мэтр изменил свое решение. Помимо него были выдвинуты еще несколько кандидатур: Алексей Ханютин, Марлен Хуциев, Дмитрий Месхиев, Владимир Зельдин, Владимир Хотиненко. Самоотвод взяли все, помимо отсутствовавшего Хуциева и Михалкова.
В первую очередь Никита Михалков озвучил список тех, кого он видит в качестве членов нового правления: в первую очередь своего главного оппнента Марлена Хуциев, режиссеров Павла Лунгина, Карена Шахназарова, актеров Сергея Безрукова, Василия Ливанова, Михаила Пореченкова, Константин Хабенский, сценариста Эдуард Володарский и другие.
Первопричиной скандала вокруг СКР стал VII съезд, созванный в декабре минувшего года. Основным его итогом оказалось назначение главы президента Гильдии кинорежиссеров Марлена Хуциева на пост председателя. Найдя ряд ошибок в проведении мероприятия, несколько членов СКР подали судебный иск к новому руководству. Дело слушалось в течение нескольких месяцев. 17 марта Пресненский суд вынес вердикт о признании VII съезда нелегитимным, а всех его решений - недействительными.
Имея на руках предписание Министерства юстиции, по которому новое руководство должно было выбрать в период до 1 апреля, Никита Михалков решился на проведение нового, внеочередного съезда 30--31 марта.
Основным опасением организаторов съезда была возможность не собрать необходимое количество людей, то есть кворум, без которого невозможно принятие решений. Страхи не оправдались. Зал Гостиного двора был практически полон. По данным членов счетной комиссии, на съезде присутствовали 52,2% общего числа членов СКР - 2581 человек.
О том, что конфликт вызвал широкий общественный резонанс, стало понятно сразу: на съезде присутствовал министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев. С самого начала аккомпанементом мероприятия стала музыка из кинофильма Михалкова «Жестокий романс».
Первым выступил Михалков, зачитавший традиционный председательский доклад. В течение двух часов режиссер выносил оправдательный приговор самому себе. Первым делом он высказал свою позицию в отношении VII съезда.
Режиссер объяснил, что упрек в том, что он самостоятельно не провел съезд в положенный срок, абсолютно обоснован, однако принимать всю вину на себя он не может. По словам Михалкова, в нем проснулся ужас в тот момент, когда он получил протоколы собраний.
«Как можно считать действительным протокол, в котором в графе «Кворум» написано «Есть»?"
Марлен Хуциев же в глазах Михалкова выглядит безвинно. «Я совершенно убежден, что он делает то, что ему говорят. Ему сказали, что все закончится хорошо, и он верит. Но этого не будет. Не будет ничего хорошего», - прокомментировал он.
Еще одной темой выступления оказались деньги. Ранее в адрес Михалкова и кинооппозиционеров звучали обвинения о неправомерной растрате средств (примерно $700 тыс.) на проведение IV съезда в Государственном Кремлевском дворце. Режиссер пояснил, что мероприятие в Кремле обошлось СКР в 1,25 млн рублей, что на тот момент по текущему курсу составляло $250 тыс. А $700 тыс. - это беспроцентный кредит, который он взял для погашения долгов союза. Кроме того, Никита Михалков рассказал что в период его правления в пользу членам союза, оказавшимся в трудном положении было пожертвовано 14 млн рублей из его личных средств.
Председатель союза в свою очередь обвинил президента Гильдии киноведов и кинокритиков СКР Виктора Матизена в развязывании против него информационной войны в различных СМИ.
«VII съезд - это просто-напросто рейдерский захват. Попытка внедрения либерально-атлантической диктатуры с далекоидущими планами», - закончил Михалков.
Зал аплодировал стоя. Харизма режиссера не осталась незамеченной. Казалось, в тот момент в зале не осталось ни одного, кто не внял бы доводам Михалкова. Продолжительные овации нашли отклик и у самого мавра кинематографии: в определенных ракурсах казалось, будто на глазах Михалкова проступили слезы.
Несмотря на то что результаты VII съезда были признаны недействительными в суде, на повестку было вынесено голосование о том, можно ли считать Марлена Хуциева председателем СКР. Большинство высказалось против.
В перерыве заседания Андрей Столбунов, представлявший в суде интересы Хуциева, рассказал корреспонденту «Газеты», что кассационная жалоба будет подана в первых числах апреля. Сам Марлен Хуциев на съезд не пришел.
Следующим этапом съезда стали прения. Выступить смогли полтора десятка человек. Первым взял слово Карен Шахназаров. «Уже то, что сюда пришло такое количество людей, показывает, что этот съезд легитимен. Это тот уникальный случай, когда можно начинать выстраивать все наши отношения заново. Но мы не дети, должны понимать, что всем этим должен кто-то руководить. На мой взгляд, будет глупо, если после всех приложенных усилий Никита Михалков уйдет. Я считаю, что мы должны найти высокое место в руководстве и Марлену Хуциеву. И я надеюсь, что он не примет мои слова за уступку или компромисс», - заявил режиссер.
После этого выступления оргсекретарь съезда зафиксировал выдвижение Никиты Михалкова на пост председателя. Михалков в ответ на это предложил кандидатуру Марлена Хуциева.
Вслед за Шахназаровым за Михалкова высказались и другие выступавшие: Сергей Безруков, Эдуард Володарский, Николай Бурляев, Людмила Чурсина, Александр Михайлов, Валентина Талызина, Василий Ливанов, Сергей Мирошниченко...
Слово дали и Виктору Матизену. Кинокритик пояснил, что проходящее мероприятие считает скорее собранием, но никак не съездом. Ответил он и на критику в свой адрес. Однако отклика в зале не нашел, в ответ слышались свист и улюлюканье.
Выступил и исполняющий обязанности председателя Михаил Пореченков. Актер также поддержал кандидатуру Михалкова. Он пояснил, что чувствует вину, поскольку большая часть обвинений, в то или иное время предъявленных режиссеру, по сути, его вина. «Я думал, что мои плечи сильные, но они оказались хрупкими. Другой кандидатуры, кроме Никиты Сергеевича, я не вижу. Я был недавно на фестивале "Святая Анна", где Михалков проводил мастер-класс, и видел, как на него реагирует молодежь. Это как раз и есть объединяющее начало», - прокомментировал Пореченков.