Курс на Гагарина
Клубы Континентальной хоккейной лиги начинают борьбу за новый трофей
Сегодня пятью матчами стартует чемпионат Континентальной хоккейной лиги, имеющий статус Открытого первенства России. Уже есть основания полагать, что этот турнир станет весьма привлекательным соревнованием, которое еще выше поднимет российский клубный хоккей. Конечно, рано говорить о том, что КХЛ в первый же год своего существования догонит и перегонит по популярности заокеанскую НХЛ, но обратить на нее самое пристальное внимание стоит. Тем более что в КХЛ согласились выступать немало классных игроков.
Ни для кого не секрет, что российский хоккейный чемпионат в последние годы славился своей предсказуемостью. В советское время, когда существовал ЦСКА и все остальные, было, конечно, еще хуже. Но, согласитесь, трудно назвать здоровой ситуацию, когда в лиге существует элитная группа из четырех-пяти команд, следом идет так называемое «болото», только в розовых мечтах видящее себя на вершине, и в хвосте плетутся аутсайдеры, чье существование можно оправдать либо пресловутыми «хоккейными традициями региона», либо необходимостью реализовать «социальный проект». Суперлигу скептики в пренебрежительном тоне стали называть «нефтедоллар-лигой», имея в виду источник спортивной мощи всех последних чемпионов России. Альтернативу такому положению дел видели в североамериканской НХЛ, в которой теневых схем финансирования нет в помине, а на победу претендуют практически все без исключения команды. Последний тезис вовсе не преувеличение: да, за один сезон суперклуб в НХЛ не построить, но по крайней мере там существует реально работающая система по превращению аутсайдера в фаворита.
Так вот, теперь и в нашем чемпионате, получившем название Открытого благодаря участию в нем клубов из Белоруссии, Казахстана и Латвии, тоже решили пойти похожим путем. Никто не скрывает, что принципы строительства КХЛ во многом приближены к энхаэловским – для этого в качестве консультанта, в частности, приглашали Боба Гуденау, экс-главу заокеанского профсоюза игроков. Впрочем, присутствует и отечественный колорит. Четыре дивизиона КХЛ названы именами великих представителей нашего хоккея – Всеволода Боброва, Аркадия Чернышева, Анатолия Тарасова и Валерия Харламова. Главный трофей – Кубок имени Юрия Гагарина. Это и сильно, и смело. Раз новая лига – так с космическими амбициями. Но помимо внешних эффектов, в КХЛ, что более важно, появились такие нужные регуляторы хоккейной жизни, как потолок зарплатной ведомости и прозрачные бюджеты, драфт отказов и в перспективе драфт молодых игроков. Правда, говорить об эффективности работы этих механизмов пока рано. Очевидно, что никакой драфт не поможет воскресенскому «Химику», который в спешном порядке заменил в КХЛ выбывший по финансовым причинам екатеринбургский «Автомобилист», в ближайшие сезон-два выйти на высокий уровень. Но чемпионская перспектива, если все задумки руководителей КХЛ сработают, будет у всех, и у «Химика», как бы невероятно это сейчас ни звучало, в том числе.
Увеличившееся в нашем новом хоккейном пространстве количество ярких звезд является прямым доказательством того, что курс руководством КХЛ выбран верный. Большие зарплаты у нас платили давно, а Яромир Ягр, Александр Радулов и Рэй Эмери приехали только сейчас, когда, заметьте, в НХЛ нет никакого локаута. Да и не зря ведь НХЛ встревожилась. Если в прошлые годы на суперлигу из-за океана смотрели с пренебрежением, то КХЛ стали воспринимать всерьез. Особенно после истории с тем же Радуловым, который действующему контракту с «Нэшвиллом» предпочел соглашение с «Салаватом Юлаевым». После этого Северная Америка встала на дыбы, заговорив о необходимости принятия жестких санкций по отношению к России. Взаимоотношения между двумя лигами уже успели окрестить «хоккейной «холодной войной», но она была вроде бы приостановлена мораторием КХЛ, которая решила временно не переманивать энхаэловцев с действующими контрактами. Но на днях североамериканцы умыкнули Вячеслава Войнова и Андрея Лактионова – эти игроки подписали контракты с «Лос-Анджелесом», не расторгнув соглашений соответственно с челябинским «Трактором» и ярославским «Локомотивом». Казанский «Ак Барс» лишился Максима Майорова, который уехал в «Коламбус». И мораторий был снят. Так что теперь нашим болельщикам стоит ждать новых громких приобретений.
Говоря о том зрелище, которое они получат в предстоящем сезоне, нельзя не упомянуть об одном существенном минусе. Из-за того, что дивизионы сформированы не по географическому, а по рейтинговому принципу, количество так называемых дерби – принципиальных матчей между земляками – резко сократится. Не нужно никому объяснять, что значат встречи ЦСКА и «Спартака». Но таковых в регулярном сезоне будет всего две, а вот с «Трактором», например, армейцы сыграют четыре раза. Наверняка возникнут новые интересные противостояния, но есть сомнения, что они успеют обрасти традициями, ведь рейтинговая система предусматривает ежегодное перераспределение команд по дивизионам. В общем, наверняка мозговой центр КХЛ будет еще думать, как быть дальше. Но сейчас стоит согласиться с тем, что у организаторов на данном этапе практически не было выбора. В географически слепленных дивизионах восточным командам пришлось бы тратить деньги на самолеты, а западные обошлись бы автобусами. Сейчас же все оказались примерно в равных условиях. Сгладить же влияние огромных масштабов нашей страны должен созданный по новому принципу календарь. Теперь у нас, как и в НХЛ, есть спаренные матчи и продолжительные выездные серии. Рижское «Динамо», например, в первую неделю чемпионата проведет пять игр на востоке (две в Хабаровске, одну в Новокузнецке и две в Новосибирске), а динамовцы московские за ближайший месяц дома сыграют только дважды. Резюмируя же вышесказанное – ужасно интересно, что из всего этого получится.