Фондовому рынку грозит новый обвал
Война в Грузии может обесценить акции российских эмитентов еще на четверть
Российский фондовый рынок крайне негативно отреагировал на войну в Южной Осетии. За один торговый день в пятницу акции ведущих российских компаний упали в цене от 5 до 10%, индекс РТС потерял 6,51%, а ММВБ – 5,25%. Это могут быть не последние «военные» потери держателей российских акций. В случае, если эскалация конфликта на Кавказе выльется в противостояние России с Западом и повлечет экономические санкции против нашей страны, российские фондовые индексы могут упасть еще на четверть.
Новая война в Грузии совпала по времени с годовщиной начала мирового финансового кризиса и падением цен на нефть. Дополнительным негативным фактором для участников пятничных торгов стало также предшествовавшее их началу снижение американского и китайского рынков акций. В результате сочетания всех этих негативных факторов произошло новое обвальное падение курса акций по всему спектру наиболее ликвидных ценных бумаг. За один лишь торговый день акции «Газпрома» в РТС обвалились на 7,6%, «Норникеля» – на 5,57%, «ЛУКОЙЛа» – на 7,3%, «Роснефти» – на 9,87%, «Сургутнефтегаза» – на 9,52%, АвтоВАЗа – на 8,65%, «Полюс Золота» – на 7,33%, Сбербанка – на 7,78%. По итогам дня индекс РТС упал на 6,51%, до 1722,71 пункта, а ММВБ на 5,25%, до 1359,62 пункта – минимального значения с осени 2006 года. При этом рынок не успел отыграть активную фазу боевых действий в связи со вмешательством в конфликт регулярной российской армии и международную реакцию на такие шаги Москвы.
Ударила война в Южной Осетии и по финансовому рынку Грузии. Еще до активного вмешательства России в югоосетинский конфликт международные рейтинговые агентства Standard & Poor's (S&P) и Fitch Ratings понизили кредитные рейтинги Грузии. S&P обосновало изменение рейтингов тем, что «существенное обострение военного конфликта между грузинскими правительственными войсками и югоосетинскими сепаратистами в последние 24 часа и возросший риск того, что Россия может быть более глубоко вовлечена в ситуацию, ощутимо увеличили риск понижения государственной кредитоспособности Грузии». Агентства не исключают дальнейшего снижения рейтингов Грузии в случае, если война затянется.
Эскалация боевых действий может нанести новый серьезный урон и фондовому рынку России, особенно, если недовольные вооруженным вмешательством Москвы в грузинские дела страны Запада решат тем или иным образом наказать нашу страну, скажем, введя какие-либо санкции. Одна лишь мысль о возможности такого развития событий может привести к новому падению котировок бумаг российских компаний. По словам начальника отдела рыночной аналитики Собинбанка Александра Разуваева, рынок в подобных ситуациях закладывается с учетом максимально негативного сценария. «В случае, если начнется конфронтация с Западом, российский фондовый рынок может рухнуть от текущих уровней еще на 25%. Я думаю, что идет большая геополитическая игра, и российский рынок будет выглядеть для глобальных инвесторов совсем плохо», – уверен эксперт. По его словам, страна, у которой есть серьезные политические проблемы, – плохое место для вложений, соответственно, возможны крупные распродажи. При этом Разуваев считает, что непосредственных санкций в отношении России, включая заморозку активов за границей, скорее всего не будет. Однако отношение к нашим финансовым площадкам со стороны иностранных инвесторов все равно значительно ухудшится.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин полагает, что степень падения российского рынка будет зависеть от множества факторов и однозначно ее определить сейчас невозможно. По его оценкам, вряд ли масштабы дневного падения на войне в Грузии в ближайшие дни будут больше, чем были в пятницу. Однако на рынке возможна «болтанка» с общим нисходящим трендом. При этом негативно рынок оценивает не только возможные международные последствия для Москвы войны в Грузии, но и демонстрацию Москвой неспособности эффективно защищать своих граждан. «Тот факт, что российские войска ведут борьбу на равных и несут потери, – доказательство недееспособности не столько армии, сколько государства. Капитал на происходящее реагирует соответствующе», – отмечает Делягин.