Пожар стоимостью 100 миллионов долларов
Это двадцатый крупный инцидент на военных объектах за последние годы
Даже не вступая в бой, армия теряет вооружения на десятки миллионов долларов и угрожает безопасности гражданского населения. В пятницу, 23 мая, на складе авиационных боеприпасов в/ч 10232 6-й армии ВВС и ПВО вспыхнул пожар. За час сгорели запасы ракет «воздух–воздух» целого авиационного полка. Это двадцатый крупный инцидент в арсеналах за последние 16 лет.
На складе при военном аэродроме в районе Лодейного Поля (Ленинградская область) хранились 450 ракет для истребителей-перехватчиков Су-27. В основном ракеты типа Р-27 различных модификаций.
Как положено, боеголовки для них складировались отдельно в другом помещении. Ракета имеет модульную конструкцию и поставляется в разобранном виде. Собирается, подобно конструктору «Лего», в нужной конфигурации непосредственно перед подвеской к истребителю. Тогда и решается, какого типа боеголовка самонаведения должна быть присоединена.
Эксперты оценивают стоимость сгоревших ракет в сумму от 80 до 100 млн. долл. Однако надо иметь в виду, что 60–70% стоимости приходится как раз на головные части, которые отсутствовали. Так что сумму ущерба можно скостить до 30–40 млн. долл. Более точно ущерб, в том числе стоимость сгоревшего склада, подсчитает комиссия, которая уже прилетела в Лодейное Поле. Тогда же будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье.
Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин оперативно прокомментировал Интерфаксу случившееся: «Пока могу лишь сказать, что на складе выполнялись технические работы, и пожар возник во время обеденного перерыва. В результате пожара взорвались авиационные ракеты класса «воздух–воздух». Жертв и пострадавших нет». Можно добавить, что гражданским объектам ущерб не нанесен.
Позднее поступило сообщение, что из склада-ангара сумели улететь две ракеты – одна на кладбище, другая в лесопарк, где начался пожар. Местные жители утверждают, что еще одна ракета перелетела город и упала в реку Свирь, а еще одна порвала провода ЛЭП, что не привело, однако, к перебоям с электричеством. В доказательство они предъявляли обгорелые куски водопроводных труб у себя во дворах, очевидно, намекая на необходимость компенсации понесенного материального и морального ущерба. Но, похоже, им не заплатят, поскольку ракеты «воздух–воздух» в России делают из титана.
СМИ уже привели версию возникновения пожара, высказанную местными военными: кто-то бросил окурок, загорелась сухая трава, а ракеты в деревянной таре прямо на земле... Но ракеты ценой в миллионы лежали на складе – это во-первых. Во-вторых, трава давно зеленая, особенно после двух недель ливней. Если окурок и бросили, то на складе.
По сообщениям источника из Министерства обороны, пожелавшего остаться неизвестным, пока рассматриваются три версии возникновения пожара. Первая – нарушение правил безопасности при работах на взрывоопасных объектах со стороны личного состава. Вторая – нарушение правил хранения боеприпасов и отсутствие контроля со стороны руководства. Третья – умышленный поджог, то есть теракт.
Версию умышленного поджога будет проверять контрразведка. Обычно в таких случаях возникают подозрения в хищении боеприпасов с последующим пожаром для сокрытия преступления. Однако сложно украсть ракеты, которые строго учитываются и расходуются на учениях, наверное, даже не каждый год. Кроме того, хранятся они без головных частей и закрылков, а без них – это титановая труба с порохом. Без сомнения, на пепелище соберут и титановые корпуса, и детали из специальной стали, по количеству которых легко восстановить число сгоревших ракет.
Так что версия по большому счету одна: халатность. И со стороны личного состава, который проводил технические работы. И со стороны командования, которое этот личный состав обязано готовить и строго контролировать. Как и состояние склада, его пожарную безопасность. Напрашивается, например, вопрос: какой системой автоматического пожаротушения был оборудован склад? Потому что все гражданские склады для пожароопасной продукции уже много лет принимаются в эксплуатацию лишь с такими системами. Впрочем, военные живут по инструкциям, зачастую написанным еще 40–50 лет назад. И хотя пожары на военных складах возникают едва ли не каждый год, ни разу не сообщалось, что включилась пожарная сигнализация, сработала или, наоборот, не сработала, система пожаротушения.
Источник добавил, что складов боеприпасов, в том числе требующих утилизации, в стране тысячи. Среди них есть и арсеналы ядерного оружия. Многие хранилища построены десятки лет назад вдали от жилья. Но за эти десятки лет города и поселки подступили к ним вплотную, окружили дорогами, дачами и базами отдыха. А склады все те же – без разбрызгивателей и баков с пенообразователем, набитые традиционными деревянными ящиками. И даже без телевизионных систем наблюдения, которые в наше время стоят относительно недорого. В очередной раз суровые окружные комиссии и трибунал снесут с виновных папахи.
Но меры безопасности на особо опасных объектах – складах боеприпасов вероятно останутся прежними: пожарный щит и журнал инструктажа. Так что этот пожар скорее всего был непоследним.
Пожары и взрывы на складах боеприпасов
14 мая 1992 года взорвался арсенал Тихоокеанского флота на окраине Владивостока. На воздух взлетело 240 вагонов мин, гранат, артиллерийских снарядов. Взрывы продолжались в течение трех дней.
14 мая 1994 года пожар на складе авиационных боеприпасов под Владивостоком. Взорвались 1,5 тыс. тонн боеприпасов, ранены несколько десятков человек.
20 октября 1994 года пожар 11 хранилищ боеприпасов Псковской парашютно-десантной дивизии. Три человека погибли, семь ранены.
30 марта 1995 года взорвались 2 тыс. тонн артиллерийско-пулеметных боеприпасов вблизи п. Таловый (Приморье).
27 апреля 1997 года произошел взрыв боеприпасов на армейских складах у поселка Бира (Еврейская автономная область). Снаряды, гранаты, мины разбросаны в радиусе 10 км.
11 ноября 1997 года пожар на минно-торпедном складе в п. Горностай (Приморье).
25 февраля 1998 года пожар на армейских складах в Волгоградской области. Взорвались 1600 снарядов.
4 июня 1998 года под Арзамасом взорвался эшелон с боеприпасами, подлежащими утилизации; 91 человек погиб, около тысячи получили ранения. Разрушено 185 домов, повреждено 1090.
16 июня 1998 года пожар на складах боеприпасов Уральского военного округа в п. Лосиный. 11 человек погибли, 17 ранены, 1 пропал без вести.
12 июня 1999 года взрыв на артиллерийских складах в п. Колумбань (Волгоградская область), погибли военнослужащие.
18 мая 2000 года взрыв на артиллерийских складах возле Санкт-Петербурга.
21 мая 2000 года взрыв на складе боеприпасов неподалеку от порта Ванино (Приморье).
21 июня 2001 года пожар и взрывы на армейском складе вблизи Нерчинска (Читинская область).
21 сентября 2001 года пожар на артиллерийских складах возле п. Гусиное Озеро в 120 км от Улан-Удэ.
10 июля 2002 года пожар на складе Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ в п. Сердовина возле Сызрани.
16 октября 2002 года пожар и взрывы на складе боеприпасов Тихоокеанского флота во Владивостоке.
19 июня 2003 года пожар на складе артиллерийской базы в районе н.п. Норск в Селемджинском районе Амурской области.
17 мая 2005 года пожар и взрывы в цехе ремонта глубинных бомб в Кронштадтском военном гарнизоне.
l30 сентября 2005 года пожар и детонация на открытых площадках, где хранились боеприпасы, предназначенные для утилизации, в п. Южные Коряки (Камчатка).