Методика "несогласия": как из мухи сделать слона
С приближением президентских выборов заметно оживились представители маргинальных группировок. Обозначив свою позицию по отношению к предстоящим выборам (мол, мы в "фарсе" не участвуем) "оппозиционеры" занялись любимым делом - нагнетанием ажиотажа вокруг собственных персон.
Перво-наперво было объявлено о том, что в Москве и Санкт-Петербурге пройдут 3 марта очередные "марши несогласных". Дата выбрана с одной-единственной целью - попытаться хоть как-то дискредитировать президентские выборы. Ведь в понедельник весь день будут публиковаться результаты прошедшего голосования и внимание и к ним, и к, скажем так, "антуражу" вокруг выборов будет максимальным. Чем не повод напомнить о себе?
Тем более, что у Гарри Каспарова и Эдуарда Лимонова - идейных вдохновителей всех предыдущих "маршей несогласных" - существуют явные проблемы с количеством участников намечаемого действа. Их и раньше-то было не особо много - в лучшем случае пара тысяч - а сейчас, после того как экс-шахматист и писатель умудрились рассориться со всеми своими "союзниками", проблема стала еще более острой. Не случайно на пресс-конференции в минувший понедельник Гарри Каспаров особо упирал на то, что "марш" в Москве пройдет в любом случае - будет получено разрешение властей или нет. Ведь всегда можно будет сказать, что на "марш" пришло мало людей из-за "противодействия властей"...
Хотя как раз никакого "противодействия" не было и в помине. "Несогласные" что в Москве, что в Петербурге попытались было продудеть в привычную дуду, что власти отказываются согласовать маршруты шествия. В мэрии северной столицы подобному заявлению удивились, но не сказать чтобы сильно - провокации со стороны "оппозиционеров" уже стали привычны. Председатель комитета по законности и правопорядку мэрии Санкт-Петербурга Андрей Романов заявил в минувшую пятницу, что никто не отказывал организаторам "марша" в проведении шествия - другое дело, что его маршрут нуждается в корректировке, поскольку перекрывать из-за нескольких сотен "несогласных" центральные улицы многомиллионного города никто не будет. С разумностью этого довода не стали спорить даже самые радикальные сторонники Каспарова и Лимонова - ведь нетрудно представить, какова будет реакция тех же автомобилистов, которые и в обычные-то дни проводят по несколько часов в пробках... В результате маршрут "марша" был согласован к взаимному удовлетворению сторон. Однако отметим - крик о том, что власти срывают проведение шествия представители "Другой России" подняли еще тогда, когда место и время проведения "марша" только еще согласовывались с властями города.
Но надо признать, что петербургским чиновникам повезло больше, нежели их московским коллегам. Там "несогласные" оказались хоть с чем-то согласны. Иное дело Москва. Здесь сторонникам Каспарова и Лимонова отказали по точно такой же причине - Чистопрудный бульвар и прилегающие улицы в будние дни представляет собой (как впрочем и весь центр Москвы) одну большую автомобильную пробку. Каким образом сторонники "Другой России" собрались там маршировать в шесть часов вечера - вопрос сам по себе интересный. Но ответа на него от Каспарова, Лимонова или кого-то еще из числа их сторонников ждать бесполезно. Единственное, что от них можно услышать - "Хотим, и все тут". Альтернативные маршруты шествия они даже не рассматривали.
Хотя московские власти давно уже предлагают оппозиционерам проводить шествия на набережной Тараса Шевченко, напротив здания, где располагается правительство РФ. Однако "несогласных" набережная не устраивает. Причина - она не настолько оживленная, как Тверская улица или тот же Чистопрудный бульвар. Вот так все просто и понятно - зрителей мало, а раз так, то и маршировать мы там не будем...
Но самое, пожалуй, "креативное" "ноу-хау" "борцов с режимом" - это истерика, поднятая вокруг очередного визита в Россию молдавской журналистки Натальи Морарь.
В декабре минувшего года ей было отказано во въезде на территорию России. Работодатели Морарь из журнала "НьюТаймс" попытались представить дело так, что, мол, не пускают ее исключительно из-за критических по отношению к действующей власти статей, опубликованных в этом издании. При этом старательно обходится молчанием тот факт, что Морарь была одно время пресс-секретарем "Другой России" и участвовала в "маршах несогласных". Участие иностранцев во внутриполитической жизни страны не допускается ни в одном государстве мира - Россия здесь не исключение. Именно по этой причине Морарь и было объявлено о нежелательности ее пребывания на территории РФ. Казалось бы, вполне рядовой случай. Во всяком случае, для США или западноевропейских государств - это обычная практика. Но не в случае России. Для "несогласных" история Морарь - это очередной пример "произвола" со стороны властей.
И последовало продолжение. 23 февраля Морарь вышла замуж за своего коллегу - журналиста "Нью Таймс" Илью Барабанова. А утром 27 февраля прибыла рейсом из Кишинева в аэропорт "Домодедово". Причем уже не только как молдавская журналистка, но и как законная супруга российского гражданина. Впрочем, никаких особых преимуществ это ей не дало. Во въезде на территорию России Морарь вновь было отказано. Человеку, которому отказано во въезде на территорию страны, никак не поможет то обстоятельство, что он является супругом российского гражданина. Пограничники руководствуются не "Семейным кодексом", а законом "О въезде и выезде". К тому же Морарь включена в список лиц, которым запрещен въезд на территорию РФ. Знали об этом Морарь, Барабанов, руководство "Нью Таймс", их адвокаты? Безусловно. Но если бы их цель действительно заключалась в том, чтобы добиться отмены запрета на въезд молдавской журналистки в Россию, то пиар-выгоды бы не было никакой. А так шумиха гарантирована.
Ставка на провокацию - это излюбленный прием "несогласных". Никто и никогда не берет в расчет всю совокупность фактов - ведь это, как правило, свидетельствует не в пользу так называемой "оппозиции". Акцентировать внимание на чем-то одном, раздуть из этого скандал - вот на этом и строится информационная война, которую "вожди" несогласных пытаются вести против России. Получается ли? Судя по количеству участников "маршей несогласных" - нет. И вряд ли получится в дальнейшем, поскольку уж очень примитивные приемы используются.