Косовский камень для НАТО и Москвы
Североатлантический альянс и Россия так и не подписали план партнерства на 2008 год
Никогда еще с 1999 года отношения между Россией и НАТО не были столь плохими, как сейчас. На этой оценке сошлись наблюдатели и эксперты после состоявшегося в прошлую пятницу в Брюсселе заседания совета Россия – НАТО на уровне министров иностранных дел. Этот результат был ожидаем. Напомним, что 10 лет назад причиной резкого осложнения отношений между Москвой и Брюсселем было начало бомбардировок Югославии натовской авиацией с целью изгнать силовиков Слободана Милошевича из Косово. В Брюсселе рассматривали происходящее как операцию по предотвращению геноцида косовских албанцев, в Москве – как грубое вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Сейчас Косово опять стало яблоком раздора.
Для главы МИД РФ Сергея Лаврова предоставление косоварам независимости без согласия Белграда – создание опасного прецедента, на который будут ссылаться другие сепаратисты. Для стран НАТО – признание сложившейся реальности и прекращение опасной неопределенности. Правда, вопрос о статусе Косово решается не в стенах штаб-квартиры альянса, а в Совбезе ООН, а также, что называется, «в поле». Но НАТО как военно-политическая организация обещает обеспечить безопасность как косовских албанцев, так и сербов, как бы официально ни назывались территории, на которых они живут. 16-тысячный военный контингент НАТО в Косово не собирается уходить оттуда в обозримом будущем.
В отличие от 1999 года, поводом кризиса в отношениях с НАТО стало не одно Косово. Недоверия друг к другу у сторон накопилось предостаточно, что и создало соответствующий фон переговорам в брюссельской штаб-квартире НАТО. Запад недоволен, прежде всего, решением России приостановить выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Признавая, что договор устарел и нужен новый, натовцы все же жестко стояли за его выполнение. По их мнению, главным в нем были не устаревшие цифры ограничений, а принцип военной транспарентности и меры доверия. С российской точки зрения он ограничивает суверенное право России размещать вооруженные силы на собственной территории и на фоне расширения НАТО подрывает военное равновесие в Европе.
Холодок атмосфере встреч добавили разногласия по иранской ядерной программе, непреклонность США в планах размещения элементов своей стратегической ПРО в Польше и Чехии, а также негативное отношение Запада к внутриполитическим процессам в России. Плохие сигналы появились еще до того, как Сергей Лавров вместе с коллегами из 26 натовских стран занял место за овальным столом Совета Россия – НАТО.
Сначала появившийся в кулуарах дипломат сообщил на условии анонимности, что на двусторонней встрече Лаврова с госсекретарем США Кондолизой Райс русские и американцы «разругались окончательно». Потом вышло коммюнике Североатлантического совета, принятое министрами иностранных дел стран альянса. «Через десять лет после подписания Основополагающего акта НАТО – Россия это партнерство вступило в сложный период, – говорится в нем. – Мы озабочены некоторыми действиями России в последнее время, в том числе по ключевым вопросам безопасности, таким, как Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)».
На этом заседании не удалось утвердить приготовленный план партнерства Россия – НАТО на очередной год, включающий работу по текущим проектам конкретного взаимодействия: совместные учения, семинары, обмен делегациями, борьбу против наркотрафика. Дипломаты не думают, что без утвержденного сейчас плана все это оборвется. Работа уже налажена. И все-таки опасения остаются.
Сергей Лавров возложил всю ответственность на делегацию США, которая, по его словам, заблокировала принятие плана, поставив условием отменить российский закон о приостановке выполнения ДОВСЕ. Министр не мог пойти на это, потому что закон уже утвержден Владимиром Путиным и вступит в силу 12 декабря. Госдепартамент США опроверг эту версию Лаврова, заявив, что США такого условия не ставили, хотя спор о ДОВСЕ действительно имел место. Текст этого договора не предусматривает приостановки его выполнения. Из него можно либо выйти, либо выполнять его. Поэтому, с точки зрения натовцев, российский мораторий представляет собой «юридический нонсенс».
СЕРГЕЙ ЛАВРОВ СНОВА В БРЮССЕЛЕ
В понедельник у главы МИД РФ Сергея Лаврова опять серьезные переговоры в главном городе Объединенной Европы, на этот раз в штаб-квартире Евросоюза, на заседании Постоянного совета партнерства Россия – ЕС. Здесь отношения переживают тоже не самый простой период. Да и министры собираются в основном те же, что и в НАТО. Правда, наметился важный сдвиг. В пятницу, после встречи Лаврова с польским коллегой Радеком Сикорским, появилась надежда на скорое начало переговоров по новому базовому соглашению о партнерстве Россия – ЕС. Прежнее руководство Польши блокировало их больше года.