Как избавиться от Societe Generale
Российские торговцы оружием могут помешать французским банкирам получить контроль над Росбанком
О продаже Росбанка Владимир Потанин и Михаил Прохоров договорились в июне 2006 г., отменив IPO. Societe Generale (SG) купил 20% минус 1 акция и получил опцион на покупку еще 30% плюс 2 акции за $1,7 млрд до конца 2008 г. Сейчас Потанин и Прохоров через совместную компанию контролируют по 34,73% Росбанка.
Но в этой конфигурации сделка может не состояться, утверждает владелец российского банка, знакомый с Прохоровым. Против выступил руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Госкорпорации понадобился свой банк и Росбанк с опытом обслуживания крупных клиентов подходит на эту роль, говорит собеседник «Ведомостей».
Представитель «Рособоронэкспорта» Валерий Картавцев не комментирует планы корпорации по Росбанку. Источник в одном из подконтрольных ей предприятий ВПК подтвердил интерес создаваемых «Ростехнологий» к Росбанку как к корпоративному банку.
«В банках, где обслуживался “Рособоронэкспорт”, — серьезные перемены: Сбербанк возглавил Герман Греф, у которого с Чемезовым натянутые отношения; из ВТБ ушел курировавший “Рособоронэкспорт” зампред правления Игорь Завьялов; ВЭБ стал госкорпорацией и слишком зарегулирован», — рассуждает финансист, знакомый с Чемезовым. Ситуация с банками у «Рособоронэкспорта» непростая, согласен источник в Банке развития.
«У военных есть счета в Росбанке, и они высказывали опасения его акционерам, что SG может получить доступ к государственным секретам», — говорит источник в окружении одного из совладельцев Росбанка. Но в кредитном портфеле банка военные занимают лишь 6,9%.
Несколько собеседников «Ведомостей» слышали о недовольстве «Рособоронэкспорта» или проблемах в сделке с SG, но сомневаются, что она может быть изменена или расторгнута. «После того как ФАС и ЦБ выдали разрешение на покупку контроля, отказать французам — значит вызвать международный скандал, — говорит один из них. — В ситуации, когда Прохорову и Потанину нужны деньги, чтобы завершить развод, это опасно».
Это главная сложность, признает знакомый Чемезова. По его словам, «сейчас у [первого зампреда ЦБ Алексея] Улюкаева лежит письмо с просьбой подумать, можно ли отозвать разрешение ЦБ или поменять его». Подтвердить это не удалось: Улюкаев в командировке, пресс-служба ЦБ на запрос «Ведомостей» не ответила. Холдингу Потанина — «Интерросу» о такой просьбе не известно, говорит его представитель Лариса Зелькова. В холдинге Прохорова — «Онэксиме» от комментариев отказались.
Один из вариантов — разделить Росбанк на две части: розничную, которая достанется французам, и корпоративную, долю в которой получат «Ростехнологии». Переговоры об этом сейчас ведут Чемезов и Прохоров, утверждают партнер Чемезова и источник, близкий к одному из акционеров Росбанка. О консультациях с Потаниным и SG они не знают.
«Интеррос» намерен «строго следовать» договоренностям с SG, подчеркивает Зелькова. Предправления Росбанка Александру Попову о других договоренностях неизвестно.
«Глобальная политика SG включает в себя развитие бизнеса в розничном, корпоративном, инвестиционном и других сегментах. Соглашение по Росбанку предполагает покупку акций всех сегментов бизнеса банка, если опцион будет исполнен», — заявил представитель SG.