Политика переходного периода
ФУТБОЛ
В преддверии минувшего чемпионата России в стане любителей футбола поднялся переполох. Четыре дня оставалось до старта турнира, когда РФПЛ подписала контракт с "НТВ-Плюс". Он был привлекателен для обеих сторон. Компания платного спутникового телевидения рассчитывала подняться на новую ступень развития, а премьер-лиге понравилась сумма - 92 миллиона долларов в течение четырех лет, то есть по 23 миллиона в год. Это на порядок больше, чем в 2006 году, когда удалось собрать 13 миллионов (еще насчет 151 миллиона рублей РФПЛ безуспешно судится с компанией "Федком медиа центр", занимавшейся реализацией телевизионных и коммерческих прав в 2005 году и уже вопреки позиции лиги получавшей по инерции деньги от рекламодателей и в начале 2006 года).
С приходом в футбол "НТВ-Плюс" в отношениях между телевидением и лигой открылась эра принципиально новых отношений. "Федком медиа центр" выступал в роли посредника, через которого следовал финансовый поток от спонсоров РФПЛ на телевидение как плата за размещение заставок во время трансляций матчей. При этом часть средств оседала в РФПЛ как плата уже телевидения за право показа. Компания "НТВ-Плюс" предложила простую цивилизованную схему: изъявила готовность платить за телеправа своими деньгами. Общий доход премьер-лиги вместе с поступлениями от спонсоров-рекламодателей прогнозировался в сумме 40 миллионов долларов.
Однако граждане, избалованные показом футбола в большом количестве на общедоступном канале "РТР-Спорт", выражали резкое недовольство. И их услышал сам "рядовой болельщик" Владимир Путин, из уст которого прозвучало знаменитое: "Они там чего-то намутили..." От Виталия Мутко потребовалась гибкость: "Наша задача - сохранить контракт с учетом критики президента, замечаний и тревоги людей", - заявил президент РФС. И даже выразил готовность в случае, если два телеканала не договорятся, выкупить для "РТР-Спорт" и соответственно широких масс по два матча из тура. Впрочем, каналам в сложившейся ситуации договориться надо было обязательно. В итоге "РТР-Спорт" обрел право на показ четырех матчей в туре, в том числе двух - в записи.
Мелкий, но примечательный штрих: перед последними двумя турами завершившегося чемпионата России на интернет-сайте РФПЛ сообщалось о телетрансляциях только на тех каналах, которые считаются "официальными партнерами" лиги, то есть на Первом канале и "НТВ-Плюс". О показе на "РТР-Спорт" - молчок. Очевидно, что лиге маневр ВГТРК с привлечением внимания властей не понравился.
Примечательно и то, что трансляции на "РТР-Спорт", хотя он и пользуется статусом федерального канала, не учитываются при распределении прибыли между клубами. Как известно, 40 процентов от общей суммы делятся между ними поровну, еще 40 - в зависимости от занятого места и 20 процентов - в зависимости от количества трансляций на центральном канале, а это в данном случае - только Первый. Причем, как заверил меня недавно теперь уже бывший президент РФПЛ Михаил Воронцов, если какой-то клуб так и не удостоился показа на Первом, будет считаться, что хотя бы одна трансляция все же состоялась.
Какова ситуация теперь, когда в чемпионате прозвучал финальный свисток? Как долго продлится запущенный в марте переходный период, а речь идет, понятно, о переходе к почти полномасштабному платному показу?
- Ситуация пока не ясна, - сказал мне коммерческий директор РФС Петр Макаренко. - Вопрос будет обсуждаться с участием многих сторон: телеканалов, РФПЛ и РФС. Срок соглашения с Первым каналом истекает через год, но он и в будущем будет показывать центральные матчи. Это очень важно для широкой аудитории, пропаганды футбола. Потому что основная масса зрителей так или иначе смотрит футбол по Первому каналу.
- В связи с тем, что у "НТВ-Плюс" нет полного эксклюзива, его договор с РФПЛ был скорректирован, - отметил также Макаренко (в этом году телекомпания выплатит лиге 14 миллионов долларов, но в конце 2010 года все равно должна выйти на сумму 92 миллиона. - Прим. А.П.). - Поэтому общий доход лиги в этом году составит не 40 миллионов долларов, а порядка 30.
Михаил Воронцов, побывавший недавно в редакции "СЭ", в свою очередь, заявил, что в этом году лиге удалось привлечь примерно 35 миллионов. Уместно также привести слова председателя совета директоров "Спартака" Леонида Федуна, произнесенные 14 ноября после Общего собрания руководителей клубов РФПЛ, на котором ее новым президентом был избран Сергей Прядкин. "Задача лиги - зарабатывать 100 миллионов долларов, а в перспективе и 300", - подчеркнул спартаковский босс.
Остается задаться вопросом: сколь отдаленна эта перспектива? И попутно заметить, что заоблачная пока для нас цифра "300 миллионов" в ведущих футбольных странах - тоже дальний рубеж. С той лишь разницей, что он далеко позади.
МОНОПОЛИСТ ИГРАЕТ НА ПОНИЖЕНИЕ
На Западе выкладывать за футбол деньги телезрители привыкли давно. Борьба идет вокруг стоимости телеправ и за возможность их реализовывать.
В обзоре положения в ведущих чемпионатах позволю себе особо остановиться на ситуации во Франции. Не только потому, что она мне лучше известна. В ближайшее время в этой стране должен быть подписан новый договор - о трансляциях в 2008 - 2011 годах, и вот уже несколько месяцев лига и Canal+, как обладатель эксклюзивных прав на показ национального чемпионата, ведут, используя СМИ, заочный торг.
Монопольный продавец диктует условия покупателям, но если покупатель в единственном числе, а товар надо во что бы то ни стало продать, то уже продавец зависит от настроения и состояния кошелька покупателя. Закон рынка.
Три года назад Профессиональная лига Франции реализовала платному Canal+ эксклюзивные телевизионные права на показ чемпионата страны в период с июня 2005-го по июнь 2008 года за 600 миллионов евро в год. Клубы не могли нарадоваться рекордной на тот момент футбольно-телевизионной сделке. Но все однажды заканчивается. В последнее время руководители телекомпании, играющей на понижение цены, один за другим объявляли, что она не готова более платить 600 миллионов за продукт под названием "чемпионат Франции", потому что тот столько не стоит. При этом она якобы даже готова отказаться от эксклюзивности.
"Мы не критикуем продукт лиги, но, к сожалению, уровень французского первенства уступает иностранным, - заявил, в частности, в августе Бертран Мее, президент Canal+, владеющего также правами на трансляции во Франции матчей чемпионатов Англии, Италии, Испании и Германии. - 600 миллионов - слишком завышенная сумма. Она стала следствием сложившейся в свое время ситуации".
Положение и впрямь изменилось. В 2004 году Canal+ соперничал - к удовольствию клубов - за право показа национального первенства с компанией TPS, но в прошлом году он ее поглотил и тем самым с рынка устранил. С другой стороны, если в начале десятилетия Canal+ столкнулся с финансовыми проблемами, то сейчас компания стала прибыльной (6 процентов прироста в год). Но поставлена цель этот показатель значительно улучшить, ради чего планируется снизить ежегодные расходы примерно на 200 миллионов евро. И почему бы не отыграться на футболе? Совсем отказаться от футбольных трансляций губительно и потому глупо. Но если показывать немножко меньше футбола, ничего страшного не произойдет.
Как заявил в конце октября генеральный директор Canal+ Родольф Бельмер, после летних отпусков аудитория у телеканала в целом возросла с 10 до 35 процентов, и "только с футболом проблемы". По сравнению с прошлым годом аудитория футбольных трансляций сократилась на 14 процентов, хотя объективно это связано в первую очередь с недавним чемпионатом мира по регби.
"Империя" под названием Лига наносила ответные удары. Так, на сайте Французской федерации футбола было опубликовано совместное интервью трех президентов: Жан-Мишеля Оласа ("Лион"), Папа Диуфа ("Марсель") и Жерве Мартеля ("Ланс"), которые, понятно, набивали продукту под названием "чемпионат Франции" цену. Основные тезисы таковы: разрыв между лидерами и аутсайдерами не так велик, как в других странах; матчи проходят упорно с труднопредсказуемыми результатами, и, несмотря на шесть подряд чемпионских титулов "Лиона", нельзя забывать про другие клубы; французский футбол, как никакой другой, обладает способностью к воспроизведению игроков; в нем выступают как отдельные звезды сегодняшнего дня, так и звезды будущего; средний матч чемпионата Франции собирает у экранов в стране больше народа, чем игра "МЮ" - "Челси"; француз по своей природе - немного шовинист, потому полуфиналы и финалы Лиги чемпионов после вылета "Лиона" интересовали телеаудиторию постольку-поскольку. "Серьезные исследования показывают, что Canal+ так же нуждается в футболе, как и футбол в телеканале, - заявил Диуф. - Люди становятся абонентами канала прежде всего ради футбольных трансляций. Без матчей лиги будет не Canal плюс, a Canal минус".
"ЛИОН" ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ТВ ВДВОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЯ НАША ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Так сколько же должны стоить телеправа? Олас назвал цифру: не менее 750 миллионов евро в год. Диуф поддакнул: "Почему бы и нет? Телеправа возрастают в цене повсюду". "Даже показ матчей Кубка Африки подорожал на 50 процентов", - внес свою лепту Мартель.
При прошлых торгах на своего рода аукцион выставлялись четыре лота: центральный матч тура, еще две игры в выходные дни, схема pay-per-view (передача платного сигнала по заказу) для остальных семи матчей и футбольное обозрение Telefoot. Если в отношении первого лота предложения Canal+ и TPS были сопоставимы (220 млн. евро против 180 млн.), то три остальных он приобрел за явным преимуществом (в общей сложности 380 млн. против 147,5 млн.). Теперь советники рекомендуют президенту лиги адвокату Фредерику Тирье раздробить продукт еще больше. Можно, например, реализовывать чемпионат третями (с 1-го по 13-й тур и т.д.). Смысл этой затеи заключается в том, что при продаже оптом у Canal+ нет конкурентов, а при небольших "лотах" в борьбу могут вмешаться региональные компании, службы, осуществляющие передачу "картинки" на компьютеры или мобильные телефоны.
Клубы за всей этой возней следят затаив дыхание. С момента подписания действующего контракта в декабре 2004 года совокупный фонд заработной платы в них возрос на 120 миллионов евро, средняя зарплата футболистов увеличилась с 38 тысяч евро в месяц до 43 тысяч. Президент лиги Фредерик Тирье в конце сентября встречался даже с президентом республики Николя Саркози, он пользуется поддержкой министра здравоохранения, молодежи и спорта Розелин Башело, которая считает, что французский футбол стоит 600 миллионов евро в год. Так что не только в России власть имущие небезразличны к футбольным телетрансляциям.
Следует отметить, что манна от телевидения делится между клубами двух профессиональных лиг: 19 процентов от общей суммы получает второй дивизион, который теперь опасается, что урезание доходов как раз за его счет и произойдет.
Сумма, получаемая от телевидения, во Франции делится между клубами по формуле 50-30-20: половина суммы распределяется между всеми поровну, 30 процентов - в зависимости от занятого места и 20 процентов - в зависимости от количества трансляций матчей с участием команд и их послужного списка.
По итогам сезона-06/07 первую пятерку составили: "Лион" (44,5 миллиона евро), "Марсель" (42,9 млн.), "Ланс" (34 млн.), "Тулуза" (29,1 млн.) и "Бордо" (27,7). Меньше всех заработали выбывшие из класса сильнейших "Седан" и "Труа" - соответственно 13,8 и 13,5 миллиона евро.
В долларовом исчислении доходы самых бедных от продажи телеправ составили порядка 20 миллионов. А в России собрали на всех то ли 30, то ли 35 миллионов - и еще радуются. Один "Лион" получил примерно вдвое больше.
АНГЛИЙСКАЯ ПРЕМЬЕР-ЛИГА СОБИРАЕТ С ТВ БОЛЕЕ 1,3 МИЛЛИАРДА ЕВРО
Впрочем, Франции сегодня далеко до Англии. До текущего сезона эксклюзивными правами на прямые трансляции матчей премьер-лиги обладала компания спутникового и кабельного телевидения Sky. Теперь она их делит с ирландской компанией Setanta. Согласно контракту на 2007 - 2010 годы стоимостью 1,97 миллиарда евро (657 миллионов в год), Sky может осуществить за сезон показ 92 матчей. Setanta за 588 миллионов евро на три года вправе показывать по 46 игр. Добавим 257 миллионов на три года от ВВС за использование наиболее интересных моментов из матчей каждого тура. Еще 122 миллиона в год приносит передача "картинки" на мобильные телефоны сети ВТ и 312 миллионов - продажа телеправ за границу. Итого более 1,3 миллиарда в год!
В Германии контракты, действующие до 2009 года, дают бундеслиге 420 миллионов евро. Из них 250 миллионов обеспечивает канал Premiere. В прошлом сезоне он потерял права на трансляцию - их увел канал Arena, выложивший за показ матчей двух дивизионов 240 миллионов евро в год. При этом он потерпел крах: рассчитывал довести число подписчиков до 6 миллионов, а имел по окончании прошлого сезона лишь 1,1 миллиона. В результате права на трансляции всех матчей вернулись к Premiere. Прочие телеканалы показывают игры в сокращенном виде.
В Испании права до 2008 года принадлежат конгломерату Audiovisual Sport, с которым клубы договариваются самостоятельно. В этом сезоне они получат в общей сложности 600 миллионов евро, в том числе "Реал" - 88 миллионов и "Барселона" - 80 миллионов. А со следующего сезона доходы этих клубов резко подскочат благодаря контракту с каталонской компанией Mediapro, акционером телеканала Sexta. Права на трансляции матчей до 2013 года проданы "Реалом" за 1,1 миллиарда евро, а "Барселоной" - за 850 миллионов.
И в Италии клубы имеют дело с телевидением по отдельности, хотя министр спорта страны Джованна Меландри выступила с идеей заключения ими коллективного контракта. В этом сезоне 20 клубов серии А должны совместно получить за продажу телеправ 440 миллионов евро от компании Sky Italia, принадлежащей австралийскому магнату Руперту Мердоку, примерно 120 миллионов от Mediaset, La 7 и Rai, а также около 40 миллионов за передачу сигнала в интернет и на мобильные телефоны. Больше всех выгадал "Ювентус", продавший права Mediaset на нынешний и следующий сезоны за 218 миллионов евро.