Римский профиль
Фестиваль в Вечном городе завершился победой зрителя
Зрительское - т.е. главное - жюри 2-го Римского кинофестиваля назвало лучшим фильмом конкурса американскую комедию "Джуно" - о 16-летней девочке, которая забеременела, но аборт решила не делать, а послала объявление в газету: отдам в хорошие руки качественного бэби.
Герои и демоны
Фильм теплый, неглупый, мило разыгранный юными актерами. Он был вполне внятен жюри, и на церемонии вручения премий полсотни его членов подтвердили свой вердикт восторженным визгом. Картину снял Джозеф Ройтман, удачно дебютировавший комедией 2005 года "Здесь курят". "Джуно" для него - шаг вперед. Картина прибыла в Рим после премьеры в Торонто, где тоже был истерический успех.
Лучшей актрисой признана китаянка Цзянь Венли в фильме "Весна придет" - о кратком периоде "оттепели" после "культурной революции" и перед событиями на площади Тяньаньмынь; в роли девушки, мечтающей петь в Пекинской опере, она продемонстрировала, как отметило жюри, "элегантность и шарм". Лучшим актером стал босниец Раде Сербеджия, снявшийся в канадской ленте Джереми Подесвы "Осколки" о разлетевшейся по свету семье польских эмигрантов.
Почему пролетел наш "Монгол" - качественный, справедливо выдвинутый на "Оскара"? Гипотез две. Первая: если даже зрительское жюри предпочло компьютерным зрелищам истории "про жизнь" - значит, время безраздельного господства блокбастеров кончается. Вторая: попытки реабилитировать тирана всегда обречены на неудачу. Чингисхан в сознании людей от Сибири до Калифорнии - аспид рода человеческого, и ревизовать эту истину (или миф, как угодно), делать из демона героя - идея безнадежная. Слишком велика неприязнь мирового сообщества к завоевателям. Может, поэтому картину не заметили ни публика, ни пресса, ни жюри.
Портрет новобранца
Теперь, когда все позади, можно завершить портрет фестиваля-новичка.
Было время, массовость и художественное качество сочетались: над "Ночами Кабирии" Феллини плакали миллионы - и это высокое искусство. Потом кино перешло в сферу услуг, и зрители, насмотревшись тупых боевиков и детских "фэнтези", перестали воспринимать нормальную драму, тонкий юмор, бытовой реализм. Вернуть искусство зрителю, а зрителя искусству - эту задачу и ставит Рим, собирая в залах молодую публику и предлагая ей качественное кино. "Мы не собирались делать фестиваль классического типа, адресованный критикам и профессионалам. Мы хотели, чтобы он был актом любви к искусству кино", - говорит мэр Рима Вальтер Велтрони. Рим хочет стать первым киносмотром Европы, сделавшим зрителя главной персоной. В мире по этой формуле работает только фестиваль в Торонто.
Исходя из такой концепции, сложена структура фестиваля, категорически не похожего на другие.
Утром в холлах Аудиториума - детский гвалт: программа "Алиса в городе" крутит сказки и мультики. К полудню подтягиваются старшие школьники: для них - кино о подростках, взрослении, путешествиях и мечтах. Множество невероятных, но, утверждают, подлинных историй: к примеру, фильм Веры Белмонт (Франция) "С волками жить..." - о девочке Мише, чьи родители в годы войны погибли в концлагере, и ее взяла в свою семью стая волков. Самый серьезный фильм этой секции - иранская антивоенная драма "Будда рухнул от стыда" Ханы Махмальбаф - прошел мимо внимания жюри.
Вечера отданы звездным гала, которые делились на несколько программ: "Премьеры", где фестиваль выкладывал свои главные козыри, "Кино-2007" (конкурс) и "Экстра. Другой взгляд" (независимое кино). Было множество интересных документальных лент. Прошли программы кино Индии, чилийского режиссера Рауля Руиса, великого комика Тото, Софии Лорен, получившей здесь премию за вклад в мировое кино. Презентации дневников Феллини "Онирикон. Книга моей мечты" и выставки к 90-летию синьора Бонавентуры - любимого героя итальянских комиксов. Толпа кучковалась вокруг красной дорожки, по которой проследовали София Лорен, Жерар Депардье, Холли Берри, Кэйт Бланшетт, Брэд Питт, Фрэнсис Форд Коппола, София Коппола, Дарио и Азия Ардженто, Джейк Джилленхол, Джейн Фонда, Моника Беллуччи, Кира Найтли, Риз Уизерспун, Джеффри Раш, Роберт Рэдфорд, Том Круз... Мало какой киносмотр может похвастаться таким парадом - кто ж откажется провести здесь свои "римские каникулы"! Так что главный козырь Римского фестиваля - сам Рим.
Наименее удачно придуман конкурс. Он оказался как бы лишним. В нем не лучшие фильмы, с ним не связаны громкие события. Стало быть, и резонанс от решений зрительского жюри под водительством боснийского режиссера Даниса Тановича - ничтожный. Достаточно сказать, что, вопреки традициям, прошлогодний Гран-призер, фильм Кирилла Серебренникова "Изображая жертву", не только не обрел в Риме международную судьбу, но и на экраны Италии почти не вышел. Не случайно интерес мировой прессы к фестивалю несообразно мал.
Побьет ли Римский фестиваль своего главного соперника - венецианскую Мостру? Думаю, такой угрозы нет: в Риме не кинофорум, а просветительское мероприятие. Оба фестиваля идут параллельными курсами, а параллелям не дано пересечься. И главное: в сравнении с деятельной Венецией Рим слишком стар, высокопарен и ленив. Так что любимый город может спать спокойно.
...Зато последний аккорд фестиваля был великолепен. На церемонии закрытия симфонический оркестр и хор Академии Санта Чечилия исполнили четыре сюиты из киномузыки Эннио Морриконе. Слушатели стоя приветствовали 78-летнего маэстро, создавшего саундреки к почти полутысяче фильмов. "Я доволен всеми моими работами, - скромно сказал классик корреспонденту "РГ". - В каждый фильм вложено много труда, и я не мог бы назвать одну или даже десяток картин, которые считаю лучшими. Для меня они, как дети, - все хороши".