Кто в России всех главнее
Россияне считают, что страной правят президент, сотрудники ФСБ и олигархи
Аналитический центр Юрия Левады опубликовал в четверг итоги соцопроса, в ходе которого россияне высказались на тему «Кто важнее всех в стране?». Как показывает опрос, самыми влиятельными силами считаются президент и ФСБ.
Россияне по-прежнему не понимают принципа разделения властей и не подозревают, что все три ветви власти - исполнительная, законодательная и судебная - вообще-то должны быть равноценны. Как следует из результатов опроса, реальным источником власти признается не народ, а cила. И не случайно самыми главными оказались президент и силовики. Правда, третье место россияне отводят не грубой силе, а деньгам - в опросе это обозначено как «олигархи, банкиры, финансисты».
Лишь на девятом уровне в иерархии стоят директора крупных предприятий - те, кого россияне видят уже не по телевидению, а в повседневной действительности и от власти которых напрямую зависит их заработок. А такой орган власти, как суд, тесно связанный по идее с понятием справедливости, котируется у россиян даже хуже, чем директора: он на 11-м месте.
Забытый масонский заговор
Несколько утешает тот факт, что для общественного мнения России все менее значимыми становятся теории заговора, например сионистский или масонский его варианты. Хотя определенная толика сограждан в 15-17% по-прежнему верит, что на этом свете всем, в том числе и Россией, на самом деле управляет мировая закулиса, вслух эта теория звучит все реже.
Как признался «Газете» замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин: «Сама тема, к счастью, ушла из обсуждения в последние годы, поскольку Россия выходит из политической изоляции и активно развивает отношения со всеми странами мира. Большинство населения России, около 70%, относительно этих обстоятельств и раньше никогда не думало. В 1996-1997 годах мы спрашивали о масонском заговоре, соглашались с этим примерно 25%, а о сионистском заговоре 13% сказали, что такой существует». О причинах Октябрьской революции лишь 1% в то же время был убежден, что она стала следствием заговора врагов русского народа.
В 2005 году Левада-центр повторил свой вопрос насчет сионистского заговора, и на этот раз россияне высказались более осторожно. Те же 15% сказали, что, возможно, он все-таки существует, из них только 4% говорили, что существует определенно. «А в конце прошлого года, - напоминает Алексей Гражданкин, - мы задавали вопрос, что послужило причиной распада СССР, и примерно столько же, 18%, обвинили в этом заговор враждебных СССР зарубежных сил.
Социологи не зря обещают наибольший успех на ближайших выборах тем партиям, которые сумеют в своих лозунгах грамотно использовать лозунги социальной справедливости. Запрос на силу в обществе, кажется, полностью удовлетворен.
Подобные социологические замеры, как пояснил «Газете» замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин, проводятся уже седьмой год. «За этот период оценки влиятельности президента, всех силовых структур - ФСБ, армии, прокуратуры - существенно выросли, - заметил Гражданкин. - Также растут оценки Совета федерации, Госдумы и церкви». Зато отрицательный баланс отмечен у олигархов, губернаторов, директоров крупных предприятий, интеллигенции и партий.
Президент важнее всех
Участникам опроса было предложено оценить по пятибалльной шкале значимость общественных, политических и государственных институтов. На первом месте - президент, рейтинг его влиятельности составляет 4,2. Эксперты уверяют, что мировоззрение россиян по-прежнему находится под сильным влиянием телевизионной картинки. «В СМИ существуют тайные или нетайные, явные или неявные консенсусы насчет того, что президента Путина не критикуем, а только хвалим, - считает политолог Дмитрий Орешкин. - И это одно из главных достижений администрации президента. Учитывая, что экономическая ситуация в принципе неплохая, у людей складывается впечатление, что это все - благодаря деятельности президента. Поэтому ничего удивительного в том, что он на первом месте».
Лубянка
На втором месте, по мнению участников опроса, находятся ФСБ и иные спецслужбы. Рейтинг влиятельности - 3,7. Если в случае с президентом высокая оценка обоснована любовью, то здесь главный фактор - страх. «Спецслужбы на втором месте, это тоже вполне естественно, - говорит Дмитрий Орешкин, - потому что сейчас СМИ формируют достаточно осознанное общее мнение, что у страны кругом враги, что все хотят подорвать наше экономическое благосостояние, а те люди, которые нас защищают, приобретают очень высокую значимость в глазах населения». Нехитрые наблюдения показывают, что в последние годы у России резко прибавилось число врагов. Тут и Грузия, и Молдавия, и Эстония, а теперь еще и Британия. Тему поиска врагов активно поддерживает и официозная пресса.
«На мой взгляд, ФСБ сегодня по влиянию однозначно не на втором месте, а гораздо ниже, но то, что спецслужбы всегда играют важную роль в условиях жесткой вертикали власти, несомненно, - сказал «Газете» депутат Госдумы, полковник ФСБ в отставке Геннадий Гудков. - Добавьте к этому некий ореол загадочности, и станет ясно, почему спецслужбы в общественном мнении воспринимаются одним из важнейших рычагов регулирования государственной политики».
Вооруженные силы и правительство получили оценку 3,5 балла. Следом за ними идут прокуратура и губернаторы. Их влиятельность оценили на 3,3.
Судьи
И только на 11-м месте - судебные органы. Даже если по всем каналам будут круглосуточно рассказывать о гуманности российского правосудия, народ ни за что в это не поверит. «Когда три свидетеля говорят, что водитель проехал на зеленый, а один инспектор утверждает, что на красный, и суд верит инспектору, то как после этого люди могут верить судам?» - недоумевает известный адвокат Леонид Ольшанский. "Суд - это очень зависимая структура, - заявил в интервью «Газете» на условиях анонимности один из московских судей. - Судьи зависят от денег и административного ресурса, поэтому положительные решения в пользу граждан выносятся редко". Убежденные в том, что суды в их жизни ничего решить не смогут, россияне поставили им оценку 3,1 балла.
Думцы
Государственная дума и партии оказались, по итогам опроса, в числе аутсайдеров - 2,9 и 2,6 балла соответственно. С этой оценкой полностью согласен независимый депутат Госдумы, лидер официально ликвидированной Республиканской партии Владимир Рыжков. «Наши граждане совершенно правы, - заявил «Газете» Рыжков. - Они без всякой политологии и учебников разобрались в существе дела». По словам депутата, во всем мире контроль над бюрократией осуществляется партией и парламентом. Побеждает партия на выборах - и политики становятся министрами, контролируют свои министерства. «У нас министры - все чиновники, за исключением одного публичного политика - Александра Жукова, проходившего через выборы, а все остальные министры выражают не интересы общества, а свои, чиновничьи, - возмущается Рыжков. - Министерства и ведомства подмяли под себя парламент, телевидение, партии, так что страной фактически правит бюрократия». Так что законодательные органы в общественном сознании имеют достаточно скромную ценность.
Депутат Геннадий Гудков считает, что последние места политиков в табели о рангах дают повод задуматься. «Это неправильно, ведь парламент - орган, выбираемый народом, - недоумевает он. - Если народ не уважает те структуры, которые он сам избирает, значит, есть повод серьезно задуматься, почему это происходит и почему такое вообще возможно. Если назначенцы являются фигурами большего масштаба, чем те, кого избирает народ, возникает вопрос: насколько у нас сегодня справедлив механизм формирования власти?»
Сколько в России властей?
ВЛАДИМИР РЫЖКОВ, депутат Госдумы:
По сравнению с советской и с ельцинской ситуацией все достаточно сильно изменилось. За последние несколько лет вся власть перешла в руки чиновников и бюрократии, которые контролируют и Госдуму, и Совет федерации, и региональные структуры. Чиновники назначают губернаторов, а также решают, какие партии регистрировать, а какие не пущать. Так что в России сегодня осталась одна вертикаль бюрократической власти, которая подмяла под себя все ветви и уровни власти. Вековая мечта российского чиновничества наконец-то сбылась.
ЗУРАБ ЧАВЧАВАДЗЕ, член Общественного совета ЦФО:
Законодательная, исполнительная и судебная - это классический вариант. Но я бы еще и вас прибавил: СМИ - это четвертая власть, и это очень существенно. А если кто-то называет властью ФСБ, так это неверно, поскольку она входит в структуру исполнительной власти. Зачем же уж так-то власть дробить? Так мы можем договориться до того, что у нас столько властей, сколько ведомств. И президентская власть - это власть исполнительная. На сегодня она сильна и, безусловно, доминирует. И слава богу, ничего плохого в этом нет. Но это благодаря только тому, что у нас президент сильный.
НИКОЛАЙ ГУБЕНКО, художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки», депутат Мосгордумы:
Власть у нас сегодня одна - узурпированная и коррумпированная с криминальными структурами. И это власть богоизбранного Кремля. Но эту ситуацию с узурпацией власти вполне можно исправить. Как? Только путем честных и справедливых выборов, которые, правда, в ближайшие 10-20 лет на территории России невозможны.
СЕРГЕЙ КОВАЛЕВ, президент Института прав человека:
Вообще-то по Конституции три, а на самом деле никакого разделения властей нет. Но и сказать, что у нас сегодня одна власть, подмявшая под себя все остальные, тоже не очень правильно. У нас есть правящая группировка, которую невозможно назвать словом «государственная власть». В России нет той власти, которая соответствует современным представлениям о цивилизованном государстве. То есть у нас присутствует просто тьма начальства, и всякий, кто почувствовал себя начальником, им себя и мнит. Но иногда это просто вахтер.
ФРАНЦ КЛИНЦЕВИЧ, заместитель председателя фракции «Единая Россия»:
Согласно Конституции - исполнительная, законодательная и судебная, и все эти власти независимы друг от друга. Есть и четвертая власть, которая много на что влияет, - это средства массовой информации. Все остальное - от лукавого. А все эти разговоры об узурпации и тому подобное связаны даже не столько с тем, что власть несовершенна, сколько с тем, что сами люди во власти коррумпированы. Беспредельничают сотрудники правоохранительных органов, бездействует исполнительная власть. Мы находимся по большому счету еще в периоде некоего становления. Но ведь произошли колоссальные изменения, и грех жаловаться на власть, тем более если вспомнить, что у нас было совсем не так давно. Просто некоторые люди уже многие вещи подзабыли. Все-таки сегодня есть какой-то порядок, а про весь негатив мы знаем. И, к сожалению, законодательная власть как на федеральном, так и на местном уровне не всегда правильно понимает свои задачи, и мы в состоянии от нее потребовать исправить это и многие вещи поменять. Мы сейчас стали свободными, но каждый человек понятие «свобода» воспринимает по-своему. Недавно в какой-то книжке я прочитал, что «раб, поднятый с колен, очень часто становится хамом». Зачастую у нас такое и бывает, а отсюда и всякие разговоры. Но в соответствии с Конституцией все определено, и это, слава богу, действует и работает.