Парламент цвета «хаки»
Дума сделала гражданских сенаторов оседлыми, а военных – кочевыми
Вчера Государственная дума приняла в третьем чтении закон, устанавливающий 10-летний ценз оседлости для членов Совета Федерации. Чтобы не прослыть излишне строгими, народные избранники разрешили при расчете ценза учитывать и детские годы, проведенные в том или ином регионе. Как всегда не обошлось и без исключений. Ценз не распространяется на нынешних сенаторов, а также на представителей всевозможных силовых ведомств. По мнению экспертов, в результате силовики вскоре смогут вместо нынешних 20% мест в Совфеде получить большинство.
Отныне для того, чтобы стать сенатором, мало быть дееспособным гражданином России не моложе 30 лет, как это было зафиксировано в законе «О порядке формирования Совета Федерации». Теперь от кандидатов потребуется также доказать, что они прожили хотя бы 10 лет на территории региона, который собираются представлять в верхней палате парламента. При подготовке ко второму чтению требования слегка смягчили. Детские годы также пойдут в зачет ценза оседлости. И теперь требуется прожить в регионе 10 лет вообще, а не только после достижения совершеннолетия. Но гораздо интереснее то, что этот ценз не распространяется сразу на несколько категорий потенциальных членов Совета Федерации. Во-первых, на уже действующих сенаторов, в том числе при их переизбрании. Во-вторых, на представителей новых регионов, таких, как Пермский или Камчатский край. И, в-третьих, на тех, кто не менее 10 лет отслужил в многочисленных силовых ведомствах. Депутаты сочли, что военнослужащие по зову Родины постоянно меняют место жительства, и было бы не гуманно лишать их права посидеть в Совфеде.
Отметим, что военнослужащие – это не только старые служаки, переезжавшие всю сознательную жизнь из гарнизона в гарнизон и оттого не имевшие возможности сидеть 10 лет в одном регионе. В соответствующем законе к военнослужащим отнесены также сотрудники ФСБ, Службы внешней разведки и Службы специальной связи и информации (бывшее ФАПСИ), Федеральной службы охраны. Короче говоря, льготы при избрании или назначении в Сенат получили силовики всех мастей. Кроме того, ценз не будет распространяться на сотрудников органов внутренних дел, Госнаркоконтроля, Службы исполнения наказаний и прокуроров.
Президент Института современной политики Владимир Лысенко считает статью закона о 10-летнем цензе оседлости вполне актуальной: «То, что Совет Федерации нужно реформировать, было ясно с самого начала, когда он превратился в придаток исполнительной власти. Сегодня две трети сенаторов реально представляют не свои регионы, а Москву и Санкт-Петербург». Но во второй статье (о нераспространении ценза на силовиков) политолог видит «публичную демонстрацию того, кто у нас главный». Если раньше Совет Федерации был «совершенно нерегиональным», то сейчас, уверен эксперт, он будет силовым. Между тем, напомним, что и в нынешнем составе верхней палаты «НИ» удалось насчитать 36 бывших представителей силовых ведомств (то есть свыше 20%). Другие политологи видят в облегчении прихода крупных силовиков в Сенат попытку обеспечить им неприкосновенность и способ «отдать хорошее место хорошему человеку».