Бондарчук в "Тисках"
Валерий Тодоровский привез на "Кинотавр" современное "На дне"
![Бондарчук в "Тисках"](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/24133/603big.jpg)
На новый фильм Валерия Тодоровского "Тиски" 37 миллионов рублей выделила Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
Историю снимали про то, как, один раз случайно оступившись, можно поломать свою жизнь и потерять все: любовь, друзей, будущее... Молодой, красивый, талантливый диджей (дебют в кино мхатовского актера Максима Матвеева) волею судеб становится соучастником угона автомашины, в которой хранились наркотики. Выскочить из истории в нормальную жизнь теперь у него не получится: ему придется работать наркодилером у самого авторитетного бандита города.
Наркобарона в фильме спокойно, уверенно и эпизодами бесчеловечно жестоко играет Федор Бондарчук. Почему выбор пал именно на него, рассказал режиссер Валерий Тодоровский:
- Изначально я метался. Думал об одном артисте, о другом, о третьем. Фамилия Бондарчук все время всплывала в наших разговорах с ассистентом по актерам, но, честно признаюсь, образ Феди, которого я видел каждый день в бескозырке на рекламных щитах Росгосстраха, отталкивал. Проезжая мимо, я думал: нет, нет и нет - при том что знал его много лет и очень тепло к нему относился. А потом я понял, что в нашем кино в этом поколении актеров не так много сильных харизматических личностей. Один из них уже был приглашен на фильм на другую роль - Алексей Серебряков, и оставался не такой уж большой выбор.
Дальше мы встретились с Федором Сергеевичем, поговорили, я на него посмотрел, и мне был важен только один момент: насколько он готов меняться. Первое, что я ему сказал при встрече, - ты не будешь Федей Бондарчуком в этом фильме. Нет больше Феди, и мы забыли все, что про него знали. Он пошел на то, что стал не такой лысый - отпустил волосы, - в фильме у него щетинка. Естественно, сбрил свою бородку. Это я сейчас о мелочах рассказываю, а были и долгие, серьезные, подробные разговоры, которые, как мне кажется, дали свой результат. Я считаю Федора очень серьезным и невостребованным артистом. Но он не тот актер, который придет и сыграет вам все, - в первую очередь он мощная, обаятельная личность, а дальше мы его ставим в обстоятельства, которые помогают ему раскрыться.
У меня не было задачи сделать из его героя Вернера такого обаяшку-наркодилера. По моему мнению, это животное. Милое, улыбчивое, которое может быть очень добрым, щедрым, умеет даже любить, может подарить тебе все, но у которого нет разницы между "мне не нравится" и "я убиваю". В фильме есть сцена в клубе - мне принципиально важно было показать, как человек, не думая, не задавая вопросов, не разбираясь, жестоко избивает другого человека. Так же бездумно он бьет свою сестру. И это страшное существо наделено улыбкой, обаянием, наконец, красотою, хотя оно - монстр. Делать все время злобного монстра с клыками было бы интересно. Они же тоже умеют выпивать на даче, вести серьезные разговоры. И что самое интересное и парадоксальное - когда неоднократно в жизни я встречаю подобных монстров, я к ним ужасно тянусь. Так хочется быть поближе, вот именно с ним идти по городу...
Почему, по вашему мнению, я плохо отработал деньги, которые мне дало федеральное агентство? Я ничьи деньги не отрабатывал, я снимал кино. Это не фильм про наркополицейских и не кино про борьбу с наркотиками - это история про простого провинциального парня, который крутит вертушку в ночном клубе и попадает в переплет. Наркотики - это таблетки, порошки, ампулы, некие штучки, но если отбросить на секунду их вещественное проявление, то в первую очередь это уход в забвение, нежелание жить здесь и сейчас с нами, с вами вместе, страх этого. Я снимал историю про то, что наш главный герой должен определиться: жить здесь и сейчас или где-то там...
Ситуация была следующая: не агентство нам предложило снять такой фильм, а мы пришли в агентство, но в первую очередь за консультацией - нам важно было погрузиться в тот мир, который мы собирались показать на экране, и мы получили более чем исчерпывающую информацию из первых рук. На сценарий наши консультанты никак не влияли, и сейчас возник большой страх показывать им фильм. Потому что наш наркополицейский в итоге сам оказывается наркоманом, и я подозреваю, что генералам это может не понравиться...
Фильм снимался за 50 дней прошлым летом в июле и в августе в Ростове-на-Дону. Мы по своей наивности предполагали, что это будет летняя картина, в которой нам довольно быстро и легко удастся прожить жизнь, но она оказалась и длинной, и тяжелой, и изнурительной. Когда мы приехали в Ростов, там оказалось 50 градусов жары, и весь фильм прошел под давлением этого страшного климата, временами вплоть до помутнения мозгов...