Желтые страницы
Джуди Денч и Кейт Бланшетт поскандалили впустую

Титры “Скандального дневника” (Notes on a Scandal) пестрят именами признанных мастеров культуры. Постановщик — Ричард Эйр, многолетний режиссер Королевского национального театра Лондона. Сценарист — модный британский драматург Патрик Марбер, автор нашумевшей пьесы “Близость”, по который был снят одноименный фильм. Композитор — современный классик Филипп Гласс. В главных ролях — Джуди Денч и Кейт Бланшетт, не просто звезды, а лучшие актрисы в своих поколениях. За работу в “Скандальном дневнике” обе удостоились номинаций на “Оскара”. Бесспорно, каждый в этой команде силен и прекрасен, но, собравшись вместе, они произвели на редкость удручающее зрелище.
Подобные курьезы случаются. Но винить в них некого. Просто иногда количество отдельных талантов никак не отражается на общем качестве их труда. Не потому, что каждый тянет одеяло на себя. В случае “Скандального дневника” и тянуть-то нечего.
От фильма ждали многого. По крайней мере — заявленной в названии скандальности. История действительно смахивает на типичный треп из какого-нибудь отъявленного таблоида. В качестве желтого анонса она звучала бы приблизительно так.
Молодая учительница средней школы (Кейт Бланшетт), замужняя женщина и мать двоих детей — девочки-подростка и мальчика-дауна, не только вступила в плотскую связь с несовершеннолетним учеником, но и сама стала жертвой недвусмысленных домогательств со стороны своей коллеги пенсионного возраста (Джуди Денч).
События, конечно же, зашкаливают и балансируют на грани фола не просто так. Идея, видимо, была в том, чтобы разыграть откровенно завиральную историю в лучших традициях британского психологического кино. Авторы явно подразумевали напряженный контраст между желтизной сюжета и глубиной, серьезностью, убедительностью исполнения. Небанальная затея — прозреть в дешевом таблоиде неоднозначную реалистическую драму.
Разбавлять желтый цвет самыми разными оттенками, тонкостями и нюансами были призваны первоклассные актрисы Денч и Бланшетт, а также отличный драматург Марбер, чья “Близость” тоже отличалась нагромождением драматичных коллизий, но при этом еще и легкостью и ироничностью конструкции, точностью в расстановке сил.
Драматургия “Скандального дневника” не столь изящна. Два основных конфликта развиваются неравномерно. Бурный роман между учительницей и мальчиком вообще лишен внятной предыстории, возникает с места в карьер. Зато имеется следующая подробность: сексуальным утехам герои предаются исключительно на железнодорожных рельсах. Страсти приходит скорый конец после того, как их застукивает одинокая героиня Денч. Эта невротичка и старая дева, ведущая пресловутый дневник, обещает хранить молчание в обмен на внимание, преданность и всяческое потворство со стороны провинившейся. Методом шантажа требует от нее подчинения.
Желтое в фильме благодаря авторским стараниям пожелтело еще больше. Намеренная взвинченность, нервозность повествования и бравурная интонация не оставили места для психологизма и рефлексий. Вернее, вышел настоящий психологический кич, полный дешевого фрейдизма и прочих литературных, а также жанровых клише. Вроде ревнивых и завистливых старушек на лавочке, паразитирующих на личной жизни молодых красавиц в расцвете сил. И самих красавиц, натур страстных и свободных, но загнанных в рамки быта и опостылевших семейных обязанностей.
В сухом остатке — чисто актерский поединок между Кейт Бланшетт и Джуди Денч, которую не часто увидишь в ролях наших современниц. Конечно, смотреть на то, как они темпераментно скандалят и рвут друг на друге волосы, любопытно и забавно. Но это уже соревнование в голом профессионализме и мастерстве, пресловутое “премьерство”, перестающее иметь отношение к сути происходящего. Психодрама оборачивается даже не триллером в духе какого-нибудь “Рокового влечения”, а кричащей “большой стиркой” — только подставных лиц, азартно кидающихся друг на друга в картонной студии, тут зачем-то играют большие артисты.